1954 год. Карлхайнц Штокхаузен – История жизни и альбом “Электронные этюды”

Карлхайнц Штокхаузен (Karlheinz Stockhausen) — немецкий композитор, дирижер и педагог. Родился в 1928 году в Мёдрате, деревушке близ Кёльна, в семье учителя народной школы. Будущий композитор еще подростком остался круглым сиротой: отец в 1945 году пропал без вести на фронте, мать, долгое время находившаяся в клинике, в 1941 году стала жертвой эутаназии, широко практиковавшейся в гитлеровской Германии по отношению к душевнобольным. Штокхаузену пришлось нелегким трудом зарабатывать на жизнь — он был батраком, тапером в кёльнских барах, работал на фабрике, в военном лазарете, сторожил автостоянки. Тем не менее, Штокхаузен сумел преодолеть многочисленные трудности и получить образование. В 1951 году будущий композитор с отличием окончил Государственную Высшую музыкальную школу в Кёльне. Сочинять начал еще в студенческие годы, написав первое  произведение  «Kreuzspiel» (1951). Затем год обучался в Париже у Оливье Мессиана, продолжая с этих пор непрерывную композиторскую работу. В 1953 году начал сотрудничать на студии электронной музыки WDR в Кёльне, в 1963—73 был ее художественным руководителем.  Он считал, что нужно приобрести совершенно новую технику, научиться по-новому «ориентироваться». Особенно подходящей сферой здесь оказывается электроника, где необходимо «сочинять»  звуки из первичных акустических единиц и тонов. Целью опытов этого времени Штокхаузену видится создание «глобальной структуры», охватывающей все элементы композиции и своим логическим совершенством доставляющей эстетическое удовлетворение.  Штокхаузен рассматривает основные свойства звука — высоту, длительность, тембр и динамику — как формы проявления единой акустической основы — колебания, получаемого естественным или искусственным (электронным) путем.   Он  считается главным вдохновителем немецких краут-рокеров и электронщиков 60-ых годов. В 1954-ом году Штокхаузен пишет пьесу “Электронные Этюды” – первое произведение электронной музыки, партитура которой была опубликована. В 1961 году выходит его первая пластинка с электронными работами 50-ых. Запись напоминает IDM и ambient.   В творчестве Штокхаузена спонтанная композиторская деятельность сосуществует с «производством идей»: эта особенность, нередкая среди современных художников, достигает у Штокхаузена максимального выражения. Ранний «рационалистический» период творчества Штокхаузена продолжался примерно полтора десятилетия. Его принципы начали расшатываться около 1966—67 годов, с сочинением «Телемузыки» для японского радио и композиции «Гимны». Начался же он и достиг зрелости в 50-е годы, в период расцвета классического авангардизма. В то время его интересы – это исключительно технологические вопросы «новой композиции», трактуемые с агрессивно-радикальных позиций. К ним относятся и разнообразные электронные звучания, практически бесконечного спектра, открывающие перед композитором неограниченные возможности.

«Отныне все с большим вниманием отмечаются природные звуки: мелодии, гармонии, ритмы ветра, воды, колоколов, молотов, автомобилей, машин — звуки, прежде в музыке неорганизованные и большей частью иллюстративные» (Stockhausen, 1963, 32).

В середине 1960-х Штокхаузен первым в мире начал эксперименты по скрещиванию  оркестра с «живой» электроникой – произведение «Mixture» (для оркестра и электроники), «Mantra» (для двух роялей и электроники), «Mikrophonie I» (для там-тама, двух микрофонов и потенциометров), «Mikrophonie II» (для хора, органа Хаммонд и кольцевых модуляторов), произведения для инструментов-соло и кольцевых модуляторов и т.д. Штокхаузен работал с самыми первыми синтезаторами и справедливо считается «крёстным отцом» немецкой электронной музыки, а в студии Штокхаузена записывались многие немецкие группы начала 1970-х. О влиянии Штокхаузена на своё творчество говорили  Майлз Дэвис (Miles Davis), Чарльз Мингус (Charles Mingus), Хэрби Хэнкок (Herbie Hancock), Фрэнк Заппа  (Frank Zappa), Рик Райт и Роджер Уотерс из Pink Floyd (Rick Wright, Roger Waters), Бьорк (Björk). Однако, несмотря на всё своё новаторство Карлхайнц Штокхаузен всю жизнь подвергался жесточайшей  критике: журналисты писали, что его музыка вымученная, бездушная и математическая, композитора обвиняли в амбициозности, называли то оторванным от реальности «современным Вагнером», а то и просто шарлатаном. Однажды в 1969 году музыканты оркестра даже отказались исполнять его новое произведение: они были настолько возмущены необычными партитурами и непривычным звучанием, что на премьере вышли  на сцену в масках обезьян с плакатами «Зоопарк Штокхаузена» и вместо запланированных четырёх часов всё исполнили за час.

В  1952 год он начал работать в студии с  musique concrete , создавая искусственные звуки и синтезированное звучание. Так возникло первое сочинение  — Etude Concrete. Альбом создавался методом склейки магнитной ленты и  записи разных инструментов– индонезийские инструменты, японские, китайские… В интервью журналу  Wire Штокхаузен сообщил:   “Я анализировал эти звуки один за другим, записывал частоты, которые находил, динамический уровень, гармоники спектра, чтобы узнать – из чего состоит это звучание, что такое звук как явление, какие различия между звучанием литофона или, скажем, тайского гонга при одинаковой высоте звука. И очень скоро я понял природу звука. Идея анализа звука привела меня к идее синтеза звука. Для того чтобы создать тембр, которого ещё никто не слышал, требуются долгие часы,  это вам не пирожки стряпать. Инструменты, которые мы унаследовали (от предыдущих поколений) не предназначены для создания новых тембровых композиций. Смешивание тембров – как художник смешивает краски – не долгое дело. Моя концепция создания тембров: каждый тембр должен быть уникальным для каждой конкретной композиции и не должен больше повторяться. Тембры наряду с законами генерации волн содержат микровибрации, микромир и макромир. Этого невозможно добиться с традиционными инструментами, поэтому я использую обычных исполнителей только из-за их умений (играть на музыкальных инструментах), но многие годы я создаю свои собственные тембры”.

Я хочу исследовать новые звуковые пространства и новое движение звука.Нашей культуре необходима встряска, чтобы она проснулась, и я думаю, что мои произведения – это бомбы замедленного действия.

В 1960-70-е Штокхаузен занимается музыкой для кинофильмов, преподавательской работой в Европе и в США, читает лекции. Он автор многих сотен произведений для оркестра и различных составов (например, «Himmels-Tür» — “двери рая”–   для «перкуссиониста и маленькой девочки», 2005г),  в том числе цикла «Licht: Die sieben Tage der Woche» («Свет: семь дней недели») из семи опер. В то же время  занимал должность профессора композиции в Высшей музыкальной школе Кёльна. Затем оставил преподавание и занялся исключительно сочинением и реализацией своих произведений — концертами, постановками, записями, изданиями и комментариями.  Начал  писать сольные произведения  как  оркестра , так  и для  электронных инструментов .

Выступал как дирижёр, пианист и звукорежиссёр с исполнением собственных произведений. Выпустил ряд трудов по проблемам музыкальной композиции, теории музыкального времени, психологии восприятия и др. (собранных в 10-ти томах Текстов о музыке). С 1998 года каждым летом в Кюртене проходят Международные курсы композиции и интерпретации музыки К. Штокхаузена. Приезжал со своими музыкантами и своей акустической аппаратурой в СССР (в 1990-м году) с циклом концертов из своих произведений.  Последним  произведением была опера электронной  музыки “Космические пульсы” (Cosmic pulses) , написанная  за  полгода до  смерти. За свою  жизнь  написал  около 350 произведений  и оказал значительное  влияние  на  мировую экспериментальную  и  авангардную  музыку  50-х.  Скончался 5 декабря 2007 года в Кюртене. Именем К. Штокхаузена названа площадь в Кюртене (Karlheinz Stockhausens Platz).

 

Послушать электронные произведения Karlheinz Stockhausen Вконтакте можно здесь

Марк Шишлёв