1960 год – Икутару Какехаши – История жизни до и после создания Roland Corporation

Основателю Roland Икутару Какехаши было всего два года в 1932 году, когда его родители умерли от туберкулеза. Большую часть своей юности он прожил в Осаке, изучая механику и инженерное дело. После окончания Второй Мировой войны Икутару Какехаши попытался поступить в университет, но не был принят из-за слабого здоровья. Переехав в небольшой городок на юге Японии, он устроился ассистентом в географическое агентство. 16-летним подростком он заметил огромный спрос на услуги по ремонту часов. В должности ученика на неполный рабочий день, Икутаро пытался за несколько месяцев пройти стандартный для Японии семилетний срок ученичества. Разумеется, это такое рьяное желание учиться и работать рассердило работодателя, и Икутаро уволили. В ответ он купил книгу по устройству часов и основал собственную мастерскую “Kakehashi Watch Shop”, напрямую конкурируя с бывшим боссом. Параллельно занимаясь ремонтом радиоприемников. Какехаши прожил на острове четыре года, но затем закрыл свой маленький, но успешный бизнес, чтобы наконец поступить в университет. Но вернувшись в Осаку, он заболел туберкулезом, на лечение которого ушли все заработанные деньги. Состояние уже было критическим, и врачи решили опробовать на нем (как на человеке, которому уже нечего терять) новое лекарство – стрептомицин. Опыт оказался удачным. Улучшение состояния наступило немедленно. Вскоре Икутаро выписался из больницы, проведя там в общей сложности 4 года.
В 1954 году, не имея возможности найти работу, Какехаши открыл магазин-мастерскую по ремонту электроники и часов Kakehashi Musen (Какехаши радио). За последующие 6 лет мастерская быстро разрослась, в штате было 20 сотрудников. Еще в самом начале пути, в 1955 году, он решил постепенно фокусироваться на музыкальном направлении, сочетая свой опыт в электронике и интерес к музыке. Как и Роберт Муг в США, все началось с производства терменвокса – простого электронного устройства, воспроизводившего монофонические мелодии. Однако на этом инструменте было очень сложно играть, и поэтому это был исключительно узкий рынок. Гораздо более широкий потенциал имел рынок клавишных инструментов, поэтому Какехаши экспериментировал с простейшим клавишным инструментом, собранным из старой физгармонии, деталей из разбитых телефонов и транзисторных осцилляторов.
В 1959 году Какехаши разработал комбо-усилитель для гавайской гитары, но не оставил свои мысли о клавишном инструменте. Наконец, в 1960 году, основав Ace Electronic Industries (торговая марка Ace Tone), он разработал орган, который получил название Technics SX601. Его контакт с Matsushita (обладателем брэнда Technics) был вынужденным шагом, так как собственного капитала для полноценного производства такого инструмента не хватало .

В 1964 году Ace Electronics с гордостью представила первую в мире транзисторную ритм-машину R1 Rhythm Ace. С ней и с несложным монофоническим инструментом Canary Какехаши поехал в Чикаго, где в те годы проводилась крупнейшая в мире выставка музыкальных инструментов NAMM Show. Одноголосый Ace Tone Canary был очевидно создан под влиянием популярной в то время модели Clavioline. А вот ритм-машина R-1 использовала оригинальные решения.
Клавишный инструмент большого внимания не привлек, в отличие от R-1. Однако, несмотря на интерес и заказы образцов ритм-машины со стороны американских производителей, заказов на промышленные партии не последовало. И причина этого лежит на поверхности. Звук генерировался при нажатии кнопок, как сегодня в электронных барабанах звук следует за ударом по пэду. Ритм-машинка была, по существу, приставкой-дополнением к клавишному инструменту.
Сделав выводы, в 1967 году компания Ace Tone представила следующий коммерческий продукт – FR-1 Rhythm Ace. Задолго до того, как ритм-машины распространились повсеместно, FR-1 позволяла нажатием кнопки включить один из 16 заданных паттернов, причем 2 рисунка можно было смешать друг с другом, сразу нажав 2 кнопки. Это давало более сотни возможных сочетаний. Дополнительные 4 кнопки позволяли отключать партии бас-барабана, тарелки, каубела и клаве, что давало еще более гибкие возможности.
И немедленно FR-1 стала закупать компания Hammond Organ Company – для встраивания в новую серию домашних органов. Дела компании Ace Tone пошли в гору.
Между компанией Ace Tone и Hammond International (дистрибьютор органов, произведенных Hammond Organ Company) была достигнута договоренность и о торговом сотрудничестве: Ace стал импортером и дистрибьютором органов Hammond в Японии. В следующем году компании основали совместное предприятие Hammond International Japan, и в 1969 году Какехаши привлек средства для покупки и приведения в рабочее состояние пришедшей в упадок фабрики фортепиано и органов Zenon Gakki Seizou, находящейся в Хамаматсу. Она стала одним из основных производителей органов Хаммонд и, естественно, единственным местом производства органов Ace Tone.
К сожалению, продолжающиеся инвестиции привели к тому, что сам Икутару Какехаши стал миноритарным акционером в компании, которую же сам и создал. Пока основным инвестором была компания Sakata Shokaim, это не вызывало проблем: Кацуо Саката также, как и Какехаши, был искренне увлечен органами. Когда же Sakata Shokai была поглощена индустриальным гигантом Sumitomo Chemical, новый менеджмент не проявил никакого интереса к музыкальным инструментам. Какехаши счел такую ситуацию невыносимой.
В результате после 18 лет работы в своей компании, в марте 1972 года он решил уйти в отставку. Пришло время чего-то нового.
Прошел всего месяц, и уже в апреле 1972 года Какехаши основал Roland Corporation. Не стоит думать, что это название было выбрано в честь древнего французского эпоса “Песнь о Роланде”. Какехаши придумал это название исключительно из соображений фонетики. Он искал слово с двумя слогами и мягкими согласными, и название “Роланд” великолепно соответствовало этим нехитрым требованиям.
Самым первым продуктом фирмы “Роланд” стал ритм-бокс TR 77. У Какехаши уже был опыт в производстве именно ритм-машин, так что на разработку данного прибора понадобилось совсем немного времени, да и само производство было недорогим. Сам внешний облик этого упакованного в красивый деревяный корпус ритм-бокса говорит о том, что он предназначался для установки непосредственно под клавиатуру пианино или электрооргана. TR 77 обладал довольно широкими возможностями: он позволял смешивать разные ритмы, предлагал двух- и четырех-тактные ритмы, у него была замечательная кнопка автоматического затухания звука, а также индивидуальные слайдеры громкости для разных “барабанов”. Разработка была с удовольствием приобретена фирмой “Хаммонд”, которая стала выпускать этот ритм-бокс под названием “Hammond Rhythm Unit“.
К этому времени музыкантам всего мира очень полюбился эффект “эхо”, и Какехаши, само собой, решил создать собственный прибор. Ленточные эхо-машинки (в которых эффект эхо содавался при помощи записи и воспроизведения звука несколькими магнитными головками) RE100 и RE200 стали прямыми предтечами одной из легенд фирмы “Роланд” – ревербераторов “Space Echo“. Ну а дальше – больше. В 1973 году “Роланд” выпускает первый японский синтезатор, SH 1000. Именно первый, ибо “Роланд” обогнал своего конкурента – фирму “Корг” (с его синтезатором Korg 700) на несколько недель. Этот синтезатор предлагал музыканту 10 готовых звуков, к которым можно было добавлять эффекты вибрато, “вау”, портаменто и перегруза. Кроме собственно звуков, синтезатор мог издавать “белый” и “розовый” шум, а также генерировать ноты в случайном порядке. Несмотря на свои на первый взгляд весьма ограниченные возможности, SH 1000 позволял создавать замечательные и уникальные звучания. Неспроста его использовали такие легенды, как Jethro Tull и Vangelis. К тому же инструмент был очень надежным и доступным по цене. Соотношение курса между долларом и йеной позволило продавать синтезатор всего за 800 долларов – мизерная цена, если сравнивать ее с инструментами от фирм Moog или ARP.
етля (из магнитной ленты) гораздо большей длины, чем у аналогичных аппаратов других производителей (см. фото). Это не только продлевало срок эксплуатации ленты, но и самым благоприятным образом сказалось на качестве звучания. “Roland RE201 Space Echo” немедленно завоевал любовь музыкантов всего мира и всех музыкальных жанров, и выпускался на протяжении 16-ти лет. Этот прибор был и ревербератором, и эхо (дилэеем), и эквалайзером одновременно, его использовали и вокалисты, и гитаристы, и клавишники, без него и сейчас немыслима ни одна уважающая себя студия звукозаписи, даже несмотря на то, что ленточный прибор требует постоянного внимания к себе, ухода и своевременной смены ленты. Среди музыкантов, использовавших “Space Echo”, значаться и Vangelis, и Isao Tomita, и Jean Michele Jarre, и Bob Marley…В 1975 году продукция фирмы “Роланд” впервые появилась на Международной музыкальной ярмарке во Франкфурте-на-Майне в Германии. Практически всякий музыкальный инструмент, который имеет честь быть представленным на этом смотре, рано или поздно оставляет значительный след в истории музыки. Например, “Роланд” представил свой гитарный усилитель, “JC120 Jazz Chorus“, – первый в мире усилитель со встроенным эффектом “хорус” (“chorus”), которому суждено будет стать одним из самых популярных усилителей всех времен. Усилители под маркой “JC” выпускаются фирмой по сегодняшний день. Что же касается стрингс-синтезатора “RS 101 ‘Strings’“, никакой сенсации на выставке он не произвел, даже несмотря на то, что обладал возможностями, которыми не могли похвастаться его конкуренты от фирм ARP или Eminent. В частности, инструмент предлагал индивидуальный выход на усилитель и огибающую (атака, поддержка, спад) для КАЖДОЙ ноты. При этом инструмент был легкий, компактный и надежный. Однако почему-то вышло так, что заслуженный интерес получила только следующая модель, RS 200, а появление RS 100 почти никто и не заметил. Одна из многочисленных загадок истории музыкальной индустрии…
Итак, в 1976 году в свет был выпущен стрингс-синтезатор RS 202 String Ensemble. Ни одна уважающая себя фирма просто не могла проигнорировать этот сегмент музыкального рынка. Специфика электронных музыкальных инструментов такова, что иногда появление одной-единственной кнопки становится эпохальным событием. Вернее, дело, конечно, не в самой кнопке, а в той функции, которую она исполняет. В данном синтезаторе таковыми стали кнопки включения/выключения эффекта ансамблевого звучания “Ensemble on/Off/I/II “. По сути, это был все тот же эффект “хорус”, только “заточенный” под звучание стрингс-синтезатора. Этот эффект на десятилетия станет фирменной “фишкой” практически всех синтезаторов “Роланд” (включая знаменитые синтезаторы “Juno” и “Jupiter“). Именно этот эффект создал звук, широко использовавшийся в стиле “диско”.
С 1975 по 79-й годы “Роланд” выпускал еще один эпохальный инструмент, который в наши дни является вожделенным и очень недешевым объектом всех коллекционеров и музыкантов – “электронщиков” – модульный синтезатор “System-100“. Этот инструмент состоит из пяти частей (модулей) – собственно, сам синтезатор – Synthesizer 101, экспандер (устройство расширяющие динамический диапазон сигнала) Expander 102, микшер Mixer 103, секвенсор Sequencer 104, и колонки Monitor Speakers 109. Из этих модулей можно составлять различные конфигурации, превращая исследование звуковых возможностей инструмента в процесс поистине бесконечный. Само собой разумеется, синтезатор Synthesizer 101 – душу и сердце этой системы, можно использовать и отдельно. Несмотря на то, что он одноосцилляторный, а его 37-нотная клавиатура не чувствительна к касанию пальцев, этот синтезатор, благодаря наличию огромного числа всевозможных слайдеров и ручек, способен на многое.
Однако “Роланд” никогда не останавливается на достигнутом, поэтому уже в том же 1976 году был выпущен еще более впечатляющий “монстр” – “System-700“. Этот инструмент выступил уже полноправным и серьезным конкурентом американских модульных синтезаторов Moog и ARP . Состоит он из шести модулей, составленных в два “этажа”, а также пятиоктавной двухголосной клавиатуры. Звук создается при помощи девяти осцилляторов, пяти усилителей, четырех фильтров, пяти генераторов огибающей, микшера, секвенсора, блоков реверберации, эхо и фейзера.
Но самым главным “роландовским” прдуктом 1976 года стал не “System-100” и не “System-700”, а маленький прибор, который даже не носил название “Roland”. Речь идет о гитарной педали “Boss CE1 Chorus Ensemble“, которой суждено будет стать родоначальницей целой династии педалей, непревзойденных по популярности у музыкантов. Это, собственно говоря, был первый в мире “хорус”, реализованный в виде педали. Первый “пиар” этому прибору сделал джазовый музыкант-клавишник Хэрби Хэнкок (Herbie Hancock). Именно благодаря ему гитарная “примочка” стала необыкновенно популярной у клавишников. Многие музыканты обрели свой неповторимый звук не в последнюю очередь благодаря хорусу.
К концу 1978 года компания Roland выпускала около 120 моделей электромузыкальных инструментов и эффектов. Следующий год также ознаменовался несколькими выдающимися достижениями.
Вокодер VP330 был, на первый взгляд, не столь впечатляющим инструментом, как System 100M, однако его влияние на развитие популярной музыки было куда более весомым. И неспроста, ибо VP330 можно смело назвать лучшим вокодером в мире. От других, более, так сказать, традиционных вокодеров, вокодер от Роланда отличался наличием трех-октавной клавиатуры и трех встроенных звуковых секций: стрингс, “человеческий голос” (Human Voice) и “хор”. Все три секции можно было немного редактировать – добавлять эффект “вибрато”, например. “Стрингс” просто великолепны сами по себе. “Human Voice”, конечно, мало похож на человеческий голос. Эта секция представляет из себя элементарную звуковую волну, весьма сильно искаженную работой фильтра, что позволило создать нечто, напоминающее “носовой” звук. Однако при добавлении эффекта “Ensemble” действительно получался звук, очень напоминающий звучание хора. Надо заметить, что это было впервые в истории музыкальной индустрии – звук человеческого хора издавал сравнительно недорогой и компактный электронный инструмент. Яркий пример его использования – “оскароносный” саундтрек Вангелиса к фильму “Огненные колесницы” (вокодер VP330 вообще часто называют “секретным оружием” Вангелиса).
Также в 1979 году фирма выпустила модуль эффекта объемного звучания, который так и назвали – “Dimension D“. Несмотря на то, что этот модуль довольно большой (две стандартные рэковые высоты), он не предлагает вообще никаких возможностей контроля над звуком, за исключением кнопок включения четырех готовых пресетов эффекта “хорус”. Причем при включении первой и второй кнопки эффект работает настолько деликатно и тонко, что некоторые люди вообще не слышат никаких изменений в звуке. Так что этот прибор требует очень грамотного обращения (очень желательно – в стерео режиме), и тогда он удивительно оживляет и расширяет исходный звук, не меняя при этом его “характер”. Неудивительно, что “Dimension D” стал неотъемлемой частью самых уважаемых, “топовых” студий звукозаписи, и цена на него с годами только растет.
Синтезатор для гитары GR300 сопровождался таким рекламным слоганом : “Мы изобрели первый в мире гитарный синтезатор. А сейчас мы же сделали его устаревшим”. Речь шла о синтезаторах GR500 и GS500, которые выпускались еще в 1977 году. С одной стороны, это утверждение было несправедливым, ибо новая модель была лишена некоторых возможностей, которые были у ее предшественников. Но с другой стороны, это было правдой, ибо функцию треккинга (основную функцию гитарного синтезатора) GR300 исполнял гораздо лучше. Была выпущена также специальная версия для бас-гитаристов, GR33B, у которой была несколько другая система синтеза. Сам Икутаро Какехаши расценивал этот синтезатор как закономерную стадию эволюции гитары, которая вначале была акустической, а затем, через бурное развитие электрогитары в 40-х, 50-х, и 60-х годах, наступила новая эпоха, когда к каждой отдельной струне надо относиться как к самостоятельному инструменту. GR300 действительно способен независимо обрабатывать звук каждой струны. И тогда даже такой классический эффект, как “дисторшн”, получает совершенно новое звучание. Это инструмент обладает очень индивидуальным, легко узнаваемым звуком.В первые месяцы 1981 года Какехаши предпринимал попытки спасти своего тонущего европейского дистрибьютера. Однако огромные размеры долгов последнего просто сделали спасение невозможным. Тем не менее, Какехаши удалось сделать, прямо скажем, многое. Во-первых, он вызволил огромные запасы продукции Roland, которые какое-то время находились во владении гневных европейских кредиторов. Во-вторых, он сумел оперативно заполнить пустоту, оставшуюся после банкротства – в течение каких-то трех месяцев он открыл четыре новых подразделений своей фирмы в Европе. Это – Roland GmbH в Германии, Roland UK в Англии, Musitronic AG в Швейцарии, а также Roland Scandinavia. В то же время Какехаши умудрился найти время и на то, чтобы открыть новый филиал у себя на родине, который получил название AMDEK (Analogue Music Digital Electronics Kits), то есть, что-то вроде конторы по выпуску электронных музыкальных конструкторов. Это подразделение призвано было заниматься продажей продукции, произведенной на Тайване. Так что теперь, предотвратив катастрофу, фирма Roland вновь могла строить планы на будущее.
Сейчас TB303 до сих пор еще остается основным, обязательным инструментом для любых форм и стилей танцевальной клубной электронщины.
Основными его достоинствами оказались способность объединять басовые партии (паттерны), созданные пользователем, в длинные треки, а также необычно сочный и выразительный резонансный фильтр. Будучи объединенным с ритм-машинами TR606, TR808, CR5000 или CR8000 CompuRhythm (которые стали выпускаться в том же, 1981 году), TB303 создает мгновенно узнаваемый, фирменный звук, ставший своего рода эталоном для танцевальной музыки. Эти аппараты были более или менее удачно скопированы (“склонированы”) очень многими фирмами. В качестве примеров можно привести басовые синтезаторы MAB303, FB303, TBS303, а также наиболее удачный из них – Future Retro Revolution. Производство же самого TB303 длилось менее двух лет, однако ходят слухи, что за это время Roland успел произвести около 20-ти тысяч единиц, так что, возможно, коллекционерам и просто верным приверженцам старых, оригинальных инструментов, у которых еще нет своего TB303, все-же не стоит оставлять надежды его рано или поздно заиметь.
К 1982 году Roland, благодаря неуемно энергии
Появившийся в том же году синтезатор SH101 по свои возможностям был как-бы одноголосной версией Juno, без хоруса, но со 100-шаговым цифровым секвенсором. От других синтезаторов фирмы SH101 отличался своим легким весом, ибо его корпус изготавливался из высокоплотного пластика. К тому же он мог питаться от батареек. В общем, этот синтезатор явно был задуман для эффектного использования на сцене. Он выпускался в трех цветовых варантах – красный, серый и синий. Звучит он очень здорово, и является практически обязательным инструментом для любого, кто исповедует электро-поп.
В 1981 году Какехаши получил предложение от своего американского коллеги Дэйва Смита, основателя и главы компании Sequential Circuits, о совместной работе по созданию единого стандарта, который позволил бы подключать синтезаторы обоих фирм друг к другу. Те интерфейсы, которые уже были разработаны ими до этого, были либо слишком дорогостоящими (как 14-штырьковый DCB у Roland), либо не очень надежными (2-х штырьковый у Sequential Circuits), так что они не годились для универсального использования. Итак, в 1982 году, группа производителей музыкального оборудования (в которую, помимо Roland и Sequential Circuits, также вошли Yamaha, Korg и Kawai), создали совместный комитет по разработке единого коммуникационного стандарта, который должен был стать универсальным для всех типов музыкальных приборов – синтезаторов, ритм-машин, секвенсоров и т.д. В результате инженеры остановились на 5-ти штырьковом круглом штепселе (внешне похожим на аудио штепсели советского производства), в качестве аппаратного средства подключения различных приборов друг к другу. Проектом заинтересовались и другие музыкальные производители. Осенью 1982 года было официально объявлено о создании новой системы электронной коммуникации, поддержанной большинством компаний. Система получила название “Musical Instrument Digital Interface“, или, сокращенно – MIDI. Очень скоро этот интерфейс изменил природу всей мировой музыкальной индустрии.