1913 год. Манифест Луиджи Руссоло – “Искусство шумов”

Луиджи Руссоло (Luigi Russolo) — итальянский художник-футурист,  один из первых теоретиков электронной музыки и первый нойз/индастриал музыкант. В марте 1913 года он публикует манифест «Искусство шумов» (Art of Noise). Текст этого скандального манифеста сделал своего автора легендарным, а также наделал немало шума в музыкальном сообществе.

В этом документе Руссоло предлагает всем музыкантам и композиторам выйти из устоявшихся и привычных музыкальных  форм, перестать использовать обычные инструменты и звуки. Это  призыв отказаться от музыки в ее “старом” понимании и  создать совершенно  новое творчество, конструируя электрические  шумовые приборы  и записывая окружающие  человека  звуки.
 «Раньше повсюду царила тишина. В девятнадцатом веке вместе с изобретением машин родился шум. Сегодня шум торжествует и властвует над человеческой чувственностью. В течение долгих веков жизнь протекала в тишине, и лишь иногда — в сопровождении приглушенных звуков. Если не считать случайных природных шумов — землетрясений, ураганов, бурь, камнепадов, мощных горных потоков — жизнь была совсем тихой.
Когда шумы были столь редки, первые извлеченные человеком звуки поражали воображение, воспринимались как нечто новое и совершенно замечательное. Люди приписывали звуку божественное происхождение и использовали его в своих тайных ритуалах. Музыка стала мыслиться как фантастический мир, священный и неприкосновенный. Вполне понятно, что такое представление о музыке только тормозило ее развитие по сравнению с другими искусствами.

В Средние Века музыкальное искусство существенно обогатилось благодаря народным песням и религии, но понимание звука совершенно не изменилось. Гармонии и аккордов не существовало. Музыка постепенно становилась сложнее.

Развитие аккорда шло по пути от безупречных созвучий с незначительными диссонансами к постоянным сложным диссонансам, характеризующим современную музыку. Сегодняшняя музыка, становясь все более и более сложной, стремится к соединению самых нестройных, самых странных и резких, неприятных для слуха звуков. Так происходит приближение звука к шуму. Музыкальная эволюция идет параллельно развитию машин, которые сотрудничают с человеком во многих отраслях жизнедеятельности.
Благодаря Машинам появилось такое количество самых разнообразных шумов, что чистые звуки, скудные и монотонные, вообще, не вызывают никаких ответных чувств. Для того, чтобы все сильнее и сильнее влиять на наши чувства, музыка развивалась в направлении все более сложной полифонии, ища как можно более сложные последовательности диссонансных аккордов, и таким образом готовилась почва для музыки шумов. Появление шумовой музыки до недавнего времени, вообще, не представлялось возможным. Человеку восемнадцатого века было бы тяжело слушать громкое и разноголосое звучание некоторых современных оркестров .  Для наших же ушей такое звучание приятно, ибо наш слух воспитан современной жизнью, наполненной разнообразными шумами. Впрочем, музыкальные звуки сводятся к очень ограниченному количеству тембров. Поэтому мы должны искать новые. Необходимо выйти за пределы узкого круга — нужно начать осваивать бесконечное многообразие шумовых звуков.

Никто не будет спорить с тем, что музыкальный звук вызывает ощущения уже знакомые и давно утратившие свежесть, обрекая слушателя на скуку, как бы ни старались исполнители. Чтобы возбудить нашу чувствительность, музыка развивалась по пути   разнообразия и полифонии. Наблюдая за огромными и могущественными оркестрами, мы не можем не чувствовать самое глубокое и полное разочарование от его столь несерьезных акустических результатов. В течение многих лет Бетховен и Вагнер потрясали наши сердца и наши души. Но теперь мы устали от такой музыки и гораздо большее удовольствие получаем от слушания лязга трамваев, тарахтения моторов, грохота повозок и шума толп, а не от исполнения бетховенских симфоний. Мы вслушиваемся в эту скуку — и совершенно напрасно ждем каких-то необычных ощущений, которых мы никогда не испытаем. Оркестр выдает занудную тягомотину, и на лицах слушателей мы видим совершенно дурацское и снобистское выражение лица.

Позвольте теперь нам, Футуристам, оживить сонную атмосферу концертных залов!

Давайте освободимся! Мы не можем сдерживать наше желание наконец-то создавать новую музыкальную реальность, отказываясь от скрипок, фортепьяно, контрабасов и унылых органов. Никуда не годится возражение, что шумы исключительно громки и неприятны уху. Многие думают, что шум приносит только  неприятные ощущения , но, чтобы убедиться в удивительном разнообразии шумов, достаточно подумать о раскате грома, свисте ветра, реве водопада, шелесте листьев, торжественном, чистом дыхании ночного города;  Давайте пересечем большой современный город, сконцентрировавшись только на слухе, и мы получим удовольствие! От тряски трамвая на своих рельсах, от  спуска металлических жалюзи магазинов,  от хлопанья дверей, разнообразия грохота станций, железных дорог, чугунолитейных производств, прялок, печатных станков, электростанций и метро.

 

Руссоло разделил все шумы на 6 категорий, а затем разработал по инструменту на каждый шум:

1. Грохот, Взрыв, Шум падающей воды, Шум ныряния, Рычание.
2. Свист, Храп, Сопение.
3. Ропот, Ворчание, Шорох, Брюзжание, Хрюканье, Бульканье.
4. Шипение, Треск, Жужжание, Топ.
5. Шум битья по металлу, дереву, камню, коже, глине и пр.
6. Голоса людей и животных, крик, смех, вой, стон, плач.

  Разнообразие шумов безгранично и «мы сможем когда-нибудь различать двадцать или тридцать тысяч различных шумов. Это будут такие шумы, которые нам придется не просто имитировать, а комбинировать прихотью нашей артистической фантазии».

Руссоло не ограничился лишь написанием текста, а сразу же, вместе со своим другом художником Уго Пьятти (1880-1953) приступил к созданию своих удивительных инструментов, которые назвал «интонарумори» (intonarumori) – шумовые модуляторы. Уже через три месяца – 2 июня 1913 года – на футуристическом вечере в городе Модена Руссоло представил свой первый инструмент из серии «интонарумори» – «Взрыватель» (Scoppiatore). А ещё через 2 месяца продемонстрировал еще 12, каждый из которых имел свое уникальное название, отвечавшее характеру производимого им звука: «Квакун» (Gracidatore), «Треньканьщик» (Stroppiciatore), «Войщик» (Ululatore), «Грохотальщик» (Rumbler), «Скрипун» (Scraper), «Булькальщик» (Gorgogliatore), «Трескун» (Crepitatore), «Ревун» (Rombatore), «Громыхальщик» (Tuonatore), «Свистун» (Sibilatore), «Жужжальщик» (Ronzatore), «Хрустун» (Crumpler).

Была  сформирована  концертная  программа,  которая охватывала около 6 крупных европейских городов. Многие концерты временно  переносились, либо были сорваны зрителями (вплоть до драки).  В Москве, напротив,  Руссоло познакомился с Игорем Стравинским, который вступил с итальянцем в дружескую переписку. В  1922 году Руссоло модернизирует свои инструменты, а также  строит новый. В 1925 году появляется «Энгармонический смычок» (Arco enarmonico), взаимодействующий с обыкновенными смычковыми инструментами, но производящий шумовые звуки. Спустя 6 лет появляется  «Энгармоническое фортепиано» (Piano enarmonico), в котором ряд струн возбуждался трением огромного смычка.

 

В середине 30-ых  Руссоло  был вынужден уехать в Париж,  многие его инструменты были утеряны. Во Франции он вёл пассивную деятельность , а чуть позже  полностью перестал создавать инструменты и  давать концерты. До своей смерти в 1947 году он только рисовал и занимался йогой. Одни говорили, что  он бросил футуризм и устал от бывших друзей. Другие, что он разочаровался в «шуме»  во время Второй мировой Войны , и понял, что под бомбёжками его слишком  много.

Пересказал манифест “Art of Noise” Марк Шишлёв