1957 год. Вячеслав Мещерин – Создание ансамбля электромузыкальных инструментов.

Ансамбль электромузыкальных инструментов под управлением Вячеслава Мещерина — советский музыкальный коллектив Всесоюзного радио и Центрального телевидения.
Ансамбль был создан в качестве экспериментального при музыкальной редакции Всесоюзного Радио, еще в 1957 году. Как было сформулировано в официальном документе, ансамбль создавался “в целях использования электромузыкальных инструментов в радио- и телепередачах, а также магнитофонных записях”. Идея была поддержана такими выдающимися музыкантами, как Дмитрий Дмитриевич Шостакович и Дмитрий Борисович Кабалевский.

Вячеслав Валерианович Мещерин родился в 1923 году. Пройдя всю Великую Отечественную войну, был награждён орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу». Окончил историко-теоретический факультет Гнесинского института и работал в отделе музыки народов СССР на Всесоюзном Радио. Его, как специалиста по фольклорной музыке, конечно, интересовали инструменты с необычным и неповторимым звучанием. Он мечтал создать новые акустические формы, новые звуковые палитры. А любой музыкант, ведомый такими стремлениями, начиная со второй половины 20-го века практически неизбежно так или иначе связывал свое творчество с электронными музыкальными инструментами. Вячеслав Мещерин собрал круг единомышленников – инженеров, конструкторов, музыкантов, и они вместе начали работать над созданием новых инструментов. Таким образом в единственном экземпляре родились камертонное пианино, электронный Гармониум, Экводин (большую статью про инструмент Экводин и  его изобретателя Андрея Володина мы писали  ранее). Также в музыкальный “арсенал” ансамбля Мещерина входили электроорганы, терменвоксы, электроарфа; на баяны, скрипки, гавайские гитары устанавливали адаптеры (звукосниматели). Участники ансамбля сами разработали ревербератор (которого тогда в СССР просто еще не существовало). С коллективом сотрудничали десятки музыкантов, среди которых – Марк Рубин (электроарфа), Карина Лисициан (клавиалина), Жанетта Мирзаханова (электроорган), Николай Степанов (гавайская гитара), на терменвоксах играли Константин Ковальский и Лидия Кавина – внучатая племянница самого Льва Термена, ныне самая известная в мире исполнительница-виртуоз на Терменвоксе. Первая запись ансамбля Мещерина была сделана в 1957 году. Певица Нина Дорда исполняла песню Андрея Титова «Фестивальные огни». Журналист Юрий Полев, однажды побывавший на репетиции ансамбля, так описывал увиденное:

“Инструментов оказалось не слишком много, меньше, чем в симфоническом оркестре обычного состава. Они стояли в зале вперемешку с пюпитрами и стульями, от них тянулись кабели к столам, на которых громоздились приборы в одинаковых серых кожухах. Мещерин щелкнул переключателем на одном из них, и в инструменте проснулись виолончели и альты, запела скрипка, нутряным вздохом намекнул о себе контрабас”.


Газета “Муромский рабочий” и вовсе была в полном восторге: “Наплывают, словно волны, мягкие низкие звуки – это электроарфа. Электроскрипка звучит… как скрипка, но может заменить и целый ансамбль скрипок. Пальцы пианистки ложатся на клавиши, и… вы слышите? Звучит рожок! Владимирский рожок!”. И неспроста, газета была из города Мурома. Ведь в 1964 году Мещерин добился создания лаборатории по произодству электромузыкальных инструментов именно при Муромском военном заводе радиоэлектронных приборов. В 1965 году в свет вышел первый советский серийный электроинструмент – знаменитая “Юность-70”, “русская Ионика”. Этот электроорган был снабжен неудобной клавиатурой с маленькими (аккордеонными) клавишами и обладал удивительным “электрическим” (а не “электронным”) звучанием. При умелом и терпеливом подходе к настройке ее регистров, от “Юности” вполне реально добиться как психоделического звучания в стиле “Doors” или ранних “Pink Floyd”, так и ретро-космических звуков и эффектов. Инструмент собирался на полупроводниках, был достаточно портативным для своего времени, и отличался добротным качеством (многие экземпляры, которым повезло не пасть жертвой юных радиолюбителей, прекрасно функционируют и сегодня). Сам Вячеслав Мещерин, кстати, совершенно искренне считал, что “Юность” превосходит знаменитый американский электроорган Hammond. Он рассуждал так: “У них ведь вон какая махина, а нашу можно упаковать в чемодан, поставить в комнате. Включили в радиоприемник – и играйте!”.
“Конечно, эти инструменты пока уступают по красоте тембра, скажем, скрипке, – говорил Мещерин в газетном интервью. – Но ведь скрипка совершенствовалась сотни лет! Все еще впереди”. Позже с конвейера этого же завода, опять-таки при содействии Мещерина, сошел аналоговый одноголосный синтезатор “Аэлита” с тремя звуковыми генераторами (как у синтезатора Minimoog).
В мировом масштабе Вячеслав Мещерин, благодаря своей музыкальной интуиции, был не одинок. Стиль его ансамбля вполне справедливо можно причислить к жанру “space-age pop”. Пластинки Жан-Жака Перре и Гершона Кингсли очень близки (если и не по звучанию, то по духу) творчеству ансамбля Вячеслава Мещерина. И, разумеется, чудовищно неправы те, кто сегодня находит в звучании этого ансамбля нечто “совковое”. Непохоже, чтобы официозная патетика коммунистического стоительства как-либо реально занимала Мещерина. Конечно, когда в 1959 году к нему домой приехала машина из Лубянки, и советское правительство устами офицера КГБ попросило его сделать запись Интернационала (которая затем передавалась нашим первым в мире спутником), Мещерин не мог не согласиться (и, скорее всего, эту работу он выполнил с искренней радостью). Однако все творчество его коллектива (и сам выбор музыкального материала) было посвящено простым и непреходящим человеческим радостям. Об этом же говорят и названия композиций, записанных ансамблем : “По дороге в школу”, “На берегу лазурного залива”, “На даче”… С ансамблем Вячеслава Мещерина в разные годы сотрудничали солисты Большого Театра, Павел Лисициан и его дочери Карина и Рузанна, Лев Миров и Марк Новицкий, Ольга Аросева, Вера Васильева, Владимир Трошин, Леонид Марков, Гелена Великанова, Лев Лещенко…

Ансамбль озвучил буквально сотни телепрограмм, мультфильмов, радиоспектаклей. Кстати, его можно часто услышать и в наши дни, особенно в некоторых утренних и дневных теле- и радиопрограммах. Самые “культовые” записи ансамбля Мещерина, это, во-первых, композиция “На колхозной ферме”, созданная на мотивы эстонских народных песен (которые, конечно же, не имели никакого отношения к колхозам). Эта музыка была использована в шестом выпуске мультфильма “Ну, погоди!” (когда Волк попадает в курятник). Во-вторых, это необыкновенно удачная версия композиции Гершона Кингсли “Popcorn”, названная Мещериным просто и логично – “Воздушная кукуруза”. Она также звучит в одной из серий “Ну, погоди!”, а также использовалась в самой азартной телепередаче Советского Союза “Спортлото”. Заставку для Диснея (парад Диснейленда)  придумал  тоже Мещерин.

Первый в мире космонавт, Юрий Гагарин, говорил, что, если бы ему это было позволено, то он мог бы рассказать “много чего интересного” про свой космический полет. Например, он рассказывал, что, находясь на орбите, он постоянно слышал “неземную музыку, очень похожую на ту, которая исполняется на электромузыкальных инструментах”. Спустя несколько лет Гагарин познакомился с творчеством Ансамбля Электромузыкальных Инструментов под управлением Вячеслава Мещерина (и с самим Мещериным тоже). Вот тогда-то он и осознал, что слышал в космосе (вернее, в кабине космического корабля) звуки, поразительно похожие на те, которые издавали инструменты, используемые ансамблем. А первый космонавт, побывавший в открытом космическом пространстве, Алексей Леонов, говорил, что “музыка электромузыкальных инструментов как нельзя более отвечала состоянию, которое я испытал в открытом космосе”.
“Космическая” тема вообще занимала почетное место в репертауре ансамбля Мещерина, особенно после того, как они записали музыку для фильма “Малыш с Марса” и театрального спектакля “Небо зовет”. Впрочем, репертуар ансамбля был чрезвычайно разнообразен. Вячеслав Мещерин обладал тончайшим музыкальным вкусом, он был очень аккуратен в выборе материала для своих необыкновенных электронных аранжировок. Сам он, когда коллектив еще только что был создан, уверял, что “такому оркестру, все будет под силу: и развлекательная, и легкая музыка, и симфоническая, и классика”. Кстати, несомненной заслугой Ансамбля Электромузыкальных Инструментов является еще и то, что именно благодаря ему большинство советских граждан впервые услышали произведения современных зарубежных авторов по радио и телевидению. “Освоение” Мещериным зарубежного музыкального материала началось в 1964 году, когда он сделал свою версию японской песни “Последний год в школе” (кстати, очень популярной в тогдашней Японии).
Из воспоминаний бывшего работника министерства культуры СССР Ляховича С.И.:

“Но особенно приятно было его видеть на концертных площадках. Появлялся Мещерин на эстраде всегда элегантно одетый, стройный, легкий в движениях. Иногда резкие, иногда плавные движения рук заставляли весь оркестр звучать так, как он хотел. Как не мыслим джаз Л. Утёсова без Утёсова, так и оркестр ЭМИ не мог существовать без Вячеслава Мещерина…”.

В 90-е годы ансамбль Мещерина вошел в новой “инкарнации” – снабженный теперь уже современными, по преимуществу цифровыми, импортными синтезаторами. Состав оркестра стал чисто электронным (не считая двух электрогитар), появились новые возможности тембральных обработок звука. Однако Мещерин сохранил главное – индивидуальный стиль, неповторимы музыкальный почерк. И – удивительное дело – “серьезные” и резковатые японские синтезаторы звучали у него так же тепло и лирично, как наши “Юности” и терменвоксы в далекие 60-е.
В 1993 году внешнеторговая организация “Международная книга” на фирме “Олимпия” выпустила англоязычный вариант компакт-диска оркестра с дословным переводом названия “Московские ночи и вечерние колокола”. Диск пользовался большой популярностью у зарубежных слушателей. В 2001-2002 годах, благодаря стараниям Артемия Троицкого и Олега Нестерова, музыка Ансамбля Электромузыкальных Инструментов была издана на двух CD, под названием “Easy USSR”. Диски эти звучат куда приятнее, изобретательнее и индивидуальные многих наших (и не только наших) замшелых рок-групп. Потому как ансамбль Мещерина – явление неповторимое. И, кстати, для того, чтобы издать всю музыку, записанную Мещериным, понадобилось бы ни много, ни мало,около 60-ти компакт-дисков.
Вячеслав Валерианович Мещерин умер 6 октября 1995 года.



Артемий Троицкий (рок-журналист, музыкальный критик, один из первых пропагандистов рок-музыки в СССР, независимой и электронной музыки в России) об ансамбле:

Очень часто бывает так, что у нас под носом происходят удивительные вещи, о которых мы даже не подозреваем. Вячеслав Мещерин – секретное достояние советской музыки.
Этот ансамбль записывал сказочную музыку дальних стран, страстных чувств, музыку экзотическую, под которую каждому советскому человеку становилось невероятно хорошо. Это были настоящие носители экзотического вируса, инопланетяне в Советском Союзе.
С ансамблем выступали некоторые солисты крайне декадентского вида: какие-то опереточные дивы, засушенные люди в смокингах. Там были удивительные инструменты – это первый коллектив в нашей империи, который использовал электроорганы, электрические скрипки и баяны, виброфоны. В Англии и в Америке таких ансамблей не существовало. Мещерин, после Штокгаузена, пожалуй, – самый выдающийся экспонат раннего этапа развития электронной музыки. Я очень рад, что наконец-то нашлись в нашей стране энтузиасты, раскопавшие этого самородка, нашедшие его записи в Гостелерадиофонде, и сделавшие их доступными для широкой отечественной публики. Я не сомневаюсь, что они произведут сенсацию но крайней мере, среди меломанов. Те, кто музыку не знает, не особо любит и не гонится за уникальными новыми ощущениями, могут продолжать слушать то, что они слушают. Но люди со вкусом, с понятием, конечно же, поставят Ансамбль электромузыкальных инструментов под управлением Вячеслава Мещерина на первое место в своих хит-парадах.

Марк Шишлёв (в статье использована информация с сайта “Афиша”, “Термен-центр”).