1963 год. Брюс Хаак – Музыка на теле человека

Брюс Хаак (Bruce Haack) (1931– 1988) – канадско-американский музыкант ,  пионер Space age pop, Psychedelic rock музыки.
Брюс Хаак родился в 1931 году в Канаде в небольшом шахтёрском городке. По словам самого Брюса, детство его было далеко не самым счастливым и беззаботным. Его единственными друзьями были животные, что обитали на ферме, его собственное воображение и музыка. Будучи 12-летним ребенком, уже преподавал игру на фортепиано. Он удивлял всех, кто его знал, своей феноменальной музыкальной памятью, ибо был способен в точности сыграть любую музыку, лишь однажды ее услышав. Позже стал музыкантом местного ансамбля, игравшего музыку кантри. Тэд Пандель (Ted Pandel), пианист, друг Брюса Хаака, писал: “Брюс рассказывал мне абсолютно ужасающие истории о своем детстве. Он говорил, что его отец  физически изуродован, а у матери  злобный характер; она, кажется, постоянно находилась при смерти от какой-нибудь болезни – то это был рак, то сердечная недостаточность. Она пережила 17 операций. В конце концов она прожила дольше, чем он… Я встречался с его родителями, и его отец действительно был уродлив -он стал жертвой полиомиелита, у него была выпуклая грудь и горб на спине. Тем не менее он был очень приветливым человеком. Его мать явно обладала железной волей и большим интеллектом. Брюс был их единственным ребенком, и там, где он рос, не было ни одного его сверстника. Он был очень одинок. Он играл с животными и придумывал сказочные истории о них”.
Хаак вначале получил ученую степень по психологии, а музыку изучал в Нью-Йорке, в знаменитой Juilliard School of Music. Именно там он познакомился с Тэдом Панделем, своим будущим соратником и другом. В 50-е годы Хаак писал музыку самых разных жанров – от “конкретной музыки” (пьеса “Колыбельная для Кошки”) до популярных песен (“Я люблю Рождество”), от музыки для театральных постановок до space age pop и psychedelic rock треков. Вместе с Тэдом принимал участие во множестве телевизионных передач, таких как “I’ve Got A Secret”, “The Tonight Show”, где они не один раз продемонстрировали собственный синтезатор – “Dermatron”, или “People-odeon”, инструмент, изобретенный Брюсом, позволявший буквально играть музыку на человеке, используя различную степень нажатия и другие движения пальцев исполнителя по коже.
Тэд Пандель: “У меня под штанами была прикреплена алюминиевая фольга, провод выходил наружу и был подсоединен к звуковым генераторам, а у Брюса на запястье был металлический браслет, соединенный проводом с инструментом. Я наигрывал на фортепиано популярную песенку “Jet, My Love”, а он исполнял мелодию на коже моего лба. Чем больше была площадь контакта его пальцев с моим лбом, тем ниже звучал инструмент. В передаче “I’ve Got A Secret” он задумал “сыграть” на 12-ти девушках, которые должны были составить собой хроматическую шкалу. Прямо за минуту до начала передачи что-то там полетело ко всем чертям, и я помню, как Брюс, каким-то образом сумел починить это за считанные секунды до начала эфира. Одна фирма, производившая игрушки, платила Брюсу по сто долларов каждую неделю только за то, чтобы он продолжал рекламу этого изобретения, однако в производство это так и не вышло. У него был патент на инструмент, напоминающий Терменвокс, он назвал его “Магический Жезл”, и им заинтересовалась другая фирма, однако и в этом случае ничего у них не получилось”.
В 1963 году он создает музыкальное произведение “Сад наслаждений”, в котором сочеталось звучание электронных синтезаторов и грегорианских церковных песнопений.  Тогда же, начинает создавать музыку для детей – и это направление он не оставит на протяжении всей жизни. Было сделано три альбома с замечательными названиями – “Танцуй,пой,слушай”, “Танцуй,пой и снова слушай”, “Танцуй,пой,слушай снова и снова”. Музыка адресовалась самым юным слушателям, 5-9 лет. В текстах детям рассказывалось кое-что из истории музыки, их обучали слышать и слушать, чувствовать ритм и так далее.Как раз в период работы над этими пластинками Брюс изобрел и сконструировал множество диковинных инструментов, как сказали бы сейчас, гаджетов, котоые могли издавать самые невообразимые звуки.

В конце десятилетия менеджер и друг Брюса по имени Крис Качулис, познакомил его с психоделической рок-музыкой, которая тогда переживала свой золотой век. Психоделика пришлась Брюсу по душе, и вот,в 1969 году в свет вышел его “взрослый”, призванный позже эпохальным и очень важным в плане развития электронной музыки и влияния на различных музыкантов, альбом “Электрический Люцифер”(Electic Lucifer). Альбом является, естественно, глубоко концептуальным и рассказывает ни о чем ином, как об извечной борьбе Добра и Зла, Бога и его противоположности. Главной жертвой в этой войне является, по замыслу композитора, планета Земля. При том, что тексты его песен и музыка очень глубокие и изобретательные, альбом слушается с неподдельным удовольствием и даже весело. Это действительно весьма “роковый” альбом, наибольшее место в его звуковой палитре занимает модульный синтезатор Moog. Песни исполняет Крис Качулис, тексты песен принадлежат Брюсу Хааку… Здесь же был использован прибор, искажавший человеческий голос, некий прототип вокодера, сделанный руками Брюса. Альбом был издан Columbia Records, став первым изданием музыки Хаака на столь серьезном лэйбле. В то же время Брюс создает собственный лэйбл, Dimension 5. На нем он продолжает создавать познавательную музыку для детей, а также выпускает свой следующий “серьезный” альбом “Together”. Однако, для того, чтобы разграничить два направления своего музыкального творчества, он издает этот альбом под псевдонимом Jackpine Savage (Псевдоним Брюса, который он придумал себе еще в детстве, когда иногда встречался с канадскими индейцами (“Savage” в переводе – “Дикарь”)).
Что касается его детской музыки, она неоднократно переиздавалась и продолжает издаваться японским лэйблом King Records. В 70-е годы Брюс Хаак практически полностью посвятил себя именно детской музыке, сделав несколько альбомов, которые являются не столько собственно музыкальными, сколько некими аудио спектаклями для маленьких слушателей, помогающим им постигать самые разнообразные стороны жизни и искусства… Однако в 78-м он делает весьма мрачно звучащий альбом “Haackula”, который так и не был издан при его жизни. Ранние цифровые звуки, холодновато- завораживающе-монотонный стиль, “вокодерный” голос на всех треках… И при этом фирменная хааковская самоирония. Еще более необычная пластинка была создана им в 1981 году – альбом “Bite”. Вокалистом здесь выступил 13-летний мальчуган Эд Харви. Тексты песен довольно мрачные по содержанию, а вот музыка – веселая и, как впрочем, всегда, изобретательная.
Брюс Хаак
В начале 60-х годов Хаак знакомится с Эстер Нельсон (Esther Nelson), преподавателем танцев для детей, которой чужды были любые условности и устаревшие правила.
Эстер Нельсон: ” У него был, казалось, миллион различных инструментов, которые он приносил на занятия. Он был настоящий человек-оркестр! Он мог одной рукой играть на пианино, другой – на барабанах, и при этом еще свистеть в дудочку, или играть на губной гармошке, и все это одновременно! Он был просто поразителен! Не было такой вещи, которую он не мог бы использовать в качестве музыкального инструмента. Он мог взять карандаш и сыграть на кухонном столе Девятую симфонию Бетховена, и вы ее реально слышали!”. После нескольких “открытых” занятий (на которых могли присутствовать родители детей) Эстер Нельсон и Брюс Хаак получили несколько заказов “сделать что-то для дома”, чтобы дети могли продолжать развивать свое воображения и вне занятий. Это послужило импульсом для создания Хааком и Нельсон своей звукозаписывающей студии, которую они назвали “Пятое измерение” (“Dimension 5”), вероятнее всего, имея в виду измерение воображения.
Эстер Нельсон: “Нашу первую пластинку мы записывали в доме, которую Тэд и Брюс снимали на Манхэтенне. Первые записи мы делали, используя микрофон ценой в 7 долларов! Я помню, что каждый день ровно в 11 мы должны были делать перерыв, потому что под окнами проезжал мусоровоз, а у нас не было абсолютно никакой звукоизоляции. Все было записано на катушечный магнитофон Брюса, с музыкальными инструментами, которые он сам собрал из деталей, купленных за доллар на блошином рынке. Это было не просто примитивно, это было доисторически! Несмотря на столь примитивные условия, а может и благодаря им, наши записи были абсолютно уникальны, странные и прекрасные создания, смесь авангарда, остроумия и непосредственности”.

Брюс Хаак и Эстер Нельсон

Во второй половине 60-х Крис Качулис (Chris Kachulis), приятель Брюса, который позже предложит альбом “Electric Lucifer” фирме Columbia, помог Брюсу заработать денег написанием музыки для рекламных роликов таких известных продуктов, как сыр Kraft, шины Goodyear, игрушки Parker Bros., и др.
После того, как в 1970 году вышел в свет “Электрический Люцифер” (“The Electric Lucifer”), Брюс познакомился с другим известным пионером музыкальной электроники, композитором и бизнесменом Рэймондом Скоттом (Raymond Scott). Вместе они играли на последних изобретениях Скотта – электромузыкальных инструментах “Electronium” и “Clavivox”. Рэймонд даже подарил один “Клавивокс” Брюсу, но тот, к сожалению, не использовал его в своих альбомах. Между тем Хаак продолжал делать записи для детей.
Следующий альбом, выпущенный фирмой Dimension 5, получил название “Together” (“Вместе”). Эта пластинка стала своего рода “мостом” между концептуальным “Электрическим Люцифером” и записями для детей. После выхода пластинки “Dance To the Music” в 1972 году, Тэд и Брюс переехали в город Вестчестер в штате Пенсильвания, где Тэд устроился на новую хорошо оплачиваемую преподавательскую работу.
В Вестчестере Брюс получил возможность полностью сконцентрироваться на музыке, правда, уже без участия Нельсон. Здесь были записаны “Captain Entropy” и “This Old Man”, а также такие сугубо детские проекты, как “The Witches Vacation” и “Clifford the Small Red Puppy”. Хаак и Нельсон записали еще одну совместную пластинку футуристической танцевальной музыки “Funky Doodle”.  В это же время Крис Качулис, верный поклонник именно этой стороны творчества Хаака, знакомит его с  наиболее влиятельными людьми музыкального мира. Увы, знакомства эти были не всегда успешными.Однако знакомство с Хааком имело и обратные последствия. Дружба с Тайни Тим (Tiny Tim), певцом и исполнителем на четырехструнной гавайской гитаре (укулеле) оказалось весьма плодотворным, и  в результате появилась  прекрасная и чрезвычайно редкая пластинка “Zoot Zoot Zoot – Here Comes Santa In His New Space Suit”.

В 80-х годах здоровье Хаака начало ухудшаться , и из-за сердечной недостаточности 25-ого сентября 1988 года он скончался .

В 2004 году появился документальный фильм о нём под названием “Хаак: Король Techno” (режиссер Филипп Анагнос Anagnos). Премьера состоялась на кинофестивале Slamdance. В киноленте были собраны архивные записи с выступлений на ток-шоу, интервью с друзьями и музыкальными соратниками – Эстер Нельсон, Крис Качулис, а также многими музыкальными проектами Eels, Mouse On Mars, Money Mark и Peanut Butter Wolf.
Также , в дань памяти о Брюсе появился трибьют альбом “Dimension Mix”, а Cut Chemist (из Jurassic 5) замиксовал его треки и создал альбом “School For Robots”

Bruce Haack at  Discogs

Слушать музыку Вконтакте

Марк Шишлёв (По материалам сайта fingus.ru)