1957 год – Макс Мэтьюс – Первый звук из компьютера
Макс Мэтьюc (Max V. Mathews) (1926—2011) – инженер, академик Национальной академии наук США, создатель первой в мире музыкальной компьютерной программы. Учился в Калифорнийском и Массачусетском технологических институтах и получил докторскую степень в 1954 году – в 28 лет. Работая в Bell Labs, в 1957 году он создал “MUSIC”, первую широко применяемую программу для электронной генерации звука на компьютере (IBM). Всю жизнь Мэтьюз занимался исследованиями в области электронной музыки и взаимодействия человека с компьютером.
В 1957 г., когда по всему миру шла вторая волна создания студий электронной музыки, в США, в научно-исследовательском центре “Телефонная лаборатория Белл”, прозвучал первый звук, синтезированный на компьютере с помощью программы MUSIC. Создал это чудо Макс Мэтьюс – признанный «отец» компьютерной музыки, программист, скрипач-любитель. Неожиданная известность пришла к инженеру в 1961 году, когда он сделал компьютерную аранжировку знаменитой песни Daisy Bell. Работа Макса Мэтьюса имела большой резонанс, и вскоре он стал руководителем Исследовательского Центра Акустики и Поведения в Лабораториях Белл, ставшим своего рода Меккой для многих музыкантов и исследователей.
Услышавший композицию Daisy Bell , писатель Артур Кларк убедил Стенли Кубрика использовать ее в фильме “2001: Космическая одиссея” для кульминационного момента “электронной смерти” компьютера HAL 9000.
Совместно с ним также стоит отметить и других исследователей, работавшие над этим проектом создания компьютерной музыки: Джон Пирс (инженер и писатель в жанре научной фантастики, изобрёл транзистор), Дэвид Левин (композитор, применение математической теории в музыке), Джон Чоунинг (изобретатель операторного синтеза, используемого во многих электронных музыкальных инструментах), Джон Эпплтон (преподаватель, в конце 70-х изобрёл первый в мире цифровой синтезатор «Синклавир»), Жан-Клод Риссе (композитор, программировал оркестровые звуки на компьютере), Джеймса Тенни (композитор, теоретик) и многие другие, это была большая команда, о которой, к сожалению, мало что известно.
Французский акустик и композитор Жан-Клод Риссе в 1964 г. был принят в Лаборатории Белл на должность композитора-исследователя. Риссе писал: «Я был изумлен, попав сюда. Атмосфера была просто фантастической. Здесь была невероятная группа исследователей, математиков, программистов, психологов, акустиков, биологов, специалистов по коммуникациям, и все они были перемешаны, буквально переплетены между собой. Все, что могло быть полезным в долгосрочной перспективе получало здесь поддержку».
Мэтьюз был избран членом многих академий и обществ, в том числе Национальной академии наук США, Американской академии искусств и наук и Американского акустического общества, Французский Орден искусств и литературы.
Исследователи Лаборатории Белл сделали невероятное – программировали компьютер для музыкальных целей: сначала подключая к ЭВМ скрипку , а потом обходясь без каких либо инструментов – напрямую. К сожалению, у каждого из перечисленного вверху автора можно найти несколько сохранившихся записей . Для создания простого и короткого звука им могло потребоваться несколько дней, на программирование и отладку алгоритмов – порою больше года. Поэтому не следует удивляться малому количеству компьютерных электроакустических сочинений, написанных каждым из них. За каждой минутой этой музыки скрывается поистине титанический труд и терпение. Зато , сейчас только благодаря таким людям мы имеет возможность делать шедевры и экспериментировать с секвенсорами, синтезаторами, контроллерами …
Mark Paradeigma