1957 год – Макс Мэтьюс – Первый звук из компьютера

Макс Мэтьюc (Max V. Mathews)  (1926—2011) – инженер, академик Национальной академии наук США, создатель первой в мире музыкальной компьютерной программы. Учился в Калифорнийском и Массачусетском технологических институтах и получил докторскую степень в 1954 году – в 28 лет. Работая в Bell Labs, в 1957 году он создал “MUSIC”, первую широко применяемую программу для электронной генерации звука на компьютере (IBM). Всю жизнь Мэтьюз занимался исследованиями в области электронной музыки и взаимодействия человека с компьютером.

В 1957 г., когда по всему миру шла вторая волна создания студий электронной музыки, в США, в научно-исследовательском центре “Телефонная лаборатория Белл”, прозвучал первый звук, синтезированный на компьютере с помощью программы MUSIC. Создал это чудо Макс Мэтьюс – признанный «отец» компьютерной музыки, программист, скрипач-любитель. Неожиданная известность пришла к инженеру в 1961 году, когда он сделал компьютерную аранжировку знаменитой песни Daisy Bell. Работа Макса Мэтьюса имела большой резонанс, и вскоре он стал руководителем Исследовательского Центра Акустики и Поведения в Лабораториях Белл, ставшим своего рода Меккой для многих музыкантов и исследователей.
Услышавший композицию Daisy Bell , писатель Артур Кларк убедил Стенли Кубрика использовать ее в фильме “2001: Космическая одиссея” для кульминационного момента “электронной смерти” компьютера HAL 9000.

Совместно с ним также стоит  отметить и других исследователей, работавшие над этим проектом создания компьютерной музыки:  Джон Пирс (инженер и писатель в жанре научной фантастики, изобрёл транзистор), Дэвид Левин (композитор, применение математической теории в музыке), Джон Чоунинг (изобретатель операторного синтеза, используемого во многих электронных музыкальных инструментах), Джон Эпплтон (преподаватель, в конце 70-х изобрёл первый в мире цифровой синтезатор «Синклавир»), Жан-Клод Риссе (композитор, программировал оркестровые звуки на компьютере), Джеймса Тенни (композитор,  теоретик) и многие другие, это была большая команда, о которой, к сожалению,   мало  что  известно.

Французский акустик и композитор Жан-Клод Риссе в 1964 г. был принят в Лаборатории Белл на должность композитора-исследователя. Риссе писал: «Я был изумлен, попав сюда. Атмосфера была просто фантастической. Здесь была невероятная группа исследователей, математиков, программистов, психологов, акустиков, биологов, специалистов по коммуникациям, и все они были перемешаны, буквально переплетены между собой. Все, что могло быть полезным в долгосрочной перспективе получало здесь  поддержку».

Мэтьюз был избран членом многих академий и обществ, в том числе Национальной академии наук США, Американской академии искусств и наук и Американского акустического общества, Французский Орден искусств и литературы.

Исследователи Лаборатории Белл сделали невероятное – программировали компьютер для музыкальных целей: сначала подключая к ЭВМ скрипку ,  а потом  обходясь  без каких либо инструментов – напрямую.  К сожалению,  у каждого из  перечисленного вверху автора можно  найти  несколько  сохранившихся записей . Для создания простого и короткого звука им могло потребоваться несколько дней, на программирование и отладку алгоритмов – порою больше года. Поэтому не следует удивляться малому количеству компьютерных электроакустических сочинений, написанных каждым из них. За каждой минутой этой музыки скрывается поистине титанический труд и терпение.  Зато , сейчас   только  благодаря таким людям  мы  имеет  возможность  делать  шедевры и  экспериментировать с  секвенсорами,  синтезаторами,  контроллерами …

Слушать аудиозаписи ВКонтакте

Mark Paradeigma