1948 год – Гарри Чемберлин – Отец цифровых семплеров

Очень часто случается, что идеи придуманные одним человеком, впоследствии используются с несколько иными целями и совсем другими людьми. Так случилось и историей Гарри Чемберлина. Он изобрел синтезатор «Чемберлин» и в 1966 году продал лицензию на использование его принципов братьям Бредли, которые модернизировали первоначальную конструкцию Чемберлина и получили ряд патентов на музыкальный инструмент, уже названный «Меллотроном».
Без преувеличения можно сказать, что «Меллотрон» (Mellotron) – уникальный своем роде электронный музыкальный инструмент, звук которого стал визитной карточкой рок музыки 70-х. Его звучание зафиксировано в десятках знаковых альбомов — «Меллотрон» был в арсенале The Doors, Yes, Moody Blues, Rick Wakeman, The Beatles, King Crimson, Genesis, ABBA, Jethro Tull, The Rolling Stones…Сегодня «Меллотрон» используют, продолжая «дело дедов и отцов», сверхпопулярные Radiohead, Oasis, Stereophonics, Paul Weller, Nelly Futada, Node, Julian Cope, с успехом воссоздающие атмосферу прогрессивного рока 70-х.

Но обо всём подробнее …

Клавишный инструмент под названием Mellotron производился в Англии с начала 60-х до середины 80-х годов. Mellotron устроен на основе принципа воспроизведения звуков, предварительно записанных на магнитных лентах. Под каждой клавишей инструмента находится магнитная лента с записанным звуком или партией определенного инструмента или группы инструментов и с высотой тона, соответствующей клавише (для мелодических инструментов). Звук воспроизводится при нажатии клавиши, обычно семпл мог достигать до восьми секунд. При отпускании клавиши лента возвращается на начало. Большинство моделей имеют трехдорожечные ленты на каждой дорожке, где записан определенный инструмент, дорожки можно переключать посредством перемещения магнитофонных головок, для чего есть специальные органы управления на передней панели. Можно разместить головки посреди дорожек для смешивания звуков. Некоторые модели также имеют банки из шести звуков на каждой отдельной дорожке. Менять банки можно посредством перемотки лент. Другие модели не имеют банков, но позволяют довольно быстро (в течении примерно двух минут) заменять ленты. Всего за период с 1963 по 1986 год было произведено около 2500 экземпляров разных моделей.
Однако историю про Mellotron необходимо начать с рассказа про другой инструмент, под названием Chamberlin.

Чемберлин


В 1946 году американец Harry Chamberlin решил записать на портативный магнитофон собственную игру на домашнем органе, чтобы показать запись друзьям. По окончании записи его посетила идея: почему бы не сделать клавишный инструмент, способный воспроизводить записи?Для этого понадобится всего лишь поместить под каждую клавишу миниатюрное воспроизводящее устройство. Клавиша будет работать так же, как кнопка Play на магнитофоне, запуская воспроизведение записанного звука. Таким образом, концепция использования закольцованных фрагментов («лупов») была представлена уже в первом чемберлине. Фрагменты партий ударных были записаны на четвертьдюймовых лентах, по одному треку на каждой. С 1948 по 1949 год было выпущено 10 инструментов первого инструмента, который назвался Model 100 Rhythmate. Поскольку этот первый чемберлин пользовался успехом, то Гарри открыл собственный магазин в городе Апленд, штат Калифорния.

Следующая модель, Model 200, может по праву считаться первым полноценным сэмплером: она позволяла играть звуками флейты, гобоя, вибрафона, струнных и других инструментов. На каждой ленте было записано по одной дорожке. Это была первая модель чемберлина, в которой использовались звуковые банки. Model 200 выпускалась с 1951 по 1959 год, и за восемь лет было произведено около 100 инструментов этой серии. Для следующих модификаций своего инструмента (Model 300/350, 400, 600/660 и т.д.) Гарри Чемберлин разработал особый формат ленты, на которую можно записать одновременно три дорожки. Инструменты, выпускавшиеся с 1960 по 1969 год, работали только с этой лентой.

Пытаясь решить проблему, изобретатель нанял агента по продажам с инженерным образованием Била Френзена и отправил его в Англию, снабдив двумя «Чемберлинами», с заданием найти возможности его усовершенствования и продвижения. Агент по-своему истолковал задание шефа и… просто продал инструменты компании Bradmatic Ltd., принадлежавшую грамотным инженерам братьям Норману, Френку и Лесу Бредли, предложив скопировать конструкцию. История замалчивает, почему братья не спросили у Френзена документы, разрешающие подобное заимствование. Лишь через несколько лет за 30 тыс. фунтов Bradmatic приобрела у Чемберлина лицензию на право использования идеологии этого первого в мире семплера. В течение последующих 15 лет «Меллотрон» стал главным клавишным инструментом рок музыки.

Меллотрон

Итак, первая модель меллотрона, Mark I, появилась на свет в 1963 году. Название инструмента было образовано от слов «melody» и «electronics». Mark I был оборудован двумя мануалами по 35 клавиш каждый: как и в 600-й модели чемберлина, одна клавиатура предназначалась для игры сольными тембрами, вторая — для аккомпанемента. В конструкции использовались изобретенные Гарри Чемберлином 3/8-дюймовые ленты, на каждую из которых было записано по три дорожки. Для производства меллотронов братья Брэдли основали в Бирмингеме новую компанию Streetly Electronics, а в Лондоне фирма Mellotronics занималась продажами как самих инструментов, так и «сэмплерных библиотек» для него — мастер-лент с записанными на них тембрами. Для переноса тембров на 3/8-дюймовые ленты использовалось особое записывающее устройство, специально разработанное для этой цели. Одно такое устройство было установлено в компании Mellotronics, а второе — на заводе Streetly Electronics.

Mellotron Mark I представлял собой улучшенную версию чемберлина, но все же его надежность оставляла желать лучшего. Поэтому уже в 1964 году была выпущена следующая модель, получившая название Mark II. Она была более успешной в техническом плане, и вскоре все меллотроны Mark I, выпущенные к тому моменту, были модифицированы в Mark II. Рассмотрим конструкцию Mellotron Mark II более подробно.

Mark I/II

Левая клавиатура этой модели меллотрона была разделена на две части — ритм-секцию (клавиши с 1 по 17) и секцию аккомпанемента (клавиши с 18 по 35). Стили аккомпанемента охватывали широкий набор популярных в те времена танцевальных ритмов — босса-нова, венский вальс, румба, фокстрот, болеро, танго и т.д. В правой части клавиатуры можно было выбрать любой из 18 инструментальных тембров и играть мелодию звуками флейты, гитары, органа, скрипки, саксофона, тромбона и т.д.

Тембры левой и правой клавиатур были собраны в шесть звуковых банков, каждый из которых содержал по 3 звука, записанных на трехдорожечную 3/8-дюймовую ленту (по одному звуку на дорожку). Выбор тембра происходил при помощи двух селекторов: один селектор был предназначен для выбора номера банка (от 1 до 6), а второй — для выбора трека (A, B или C). Была предусмотрена возможность игры двумя тембрами сразу: это реализовывалось путем нажатия на кнопки черного цвета, выбиравшие два трека, которые должны звучать одновременно (A+B или B+C). В момент смены банка загорался индикатор и срабатывала система блокировки клавиатуры: это было необходимо для того, чтобы нажатие на клавишу не влияло на механический процесс поиска нужной ленты. На инструменте можно было начинать играть только после того, как предупреждающий сигнал переставал мигать.

Корпус Mark II был выполнен из красного дерева. Только пять меллотронов этой серии были покрашены в черный цвет, маркировка регуляторов и кнопок на них была нанесена позолоченной краской. Рик Райт из Pink Floyd и Джон Леннон играли как раз на черном меллотроне Mark II.

 

Что интересно, скептическое отношение к «самоиграйкам» (клавишным инструментам с функцией автоматического аккомпамента), свойственное многим современным музыкантам, уходит своими корнями как раз в эпоху психоделического рока. Группы Genesis, The Moody Blues и King Crimson, интенсивно использовавшие меллотрон, никогда не играли «родными» тембрами левой клавиатуры, предпочитая заменять звуки ритм-секции и аккомпанемента на второй набор инструментальных тембров, идентичный набору, назначенному на правую клавиатуру. В их случае это было, разумеется, вполне логично: глупо было бы использовать встроенную ритм-секцию меллотрона, когда в составе упомянутых групп было столько великолепных музыкантов. Да и стили аккомпаменемента ни в малейшей степени не соответствовали ни духу, ни букве прогрессив-рока. Наиболее яркий пример использования двойного набора ведущих инструментов Mark II можно услышать в композиции Genesis «Watcher Of The Skies»: вступление сыграно на меллотроне звуками аккордеона (левая рука) и скрипок и медных духовых (правая рука).

Mark II был оборудован двумя 12-дюймовыми встроенными динамиками, ламповым предусилителем, двумя транзисторными усилителями мощности и пружинным ревербератором. Воспроизводящие головки были высокоомными. Электрическая схема работала на переменном токе. Скоростью вращения моторов управлял генератор переменной частоты (VFO): он создавал напряжение 150 В, а частота его изменялась в пределах от 10 до 100 Гц. Такое инженерное решение не отличалось надежностью, и нет ничего удивительного в том, что все последующие модели меллотронов, начиная с FX Console, работали на постоянном токе, а управление моторами лентопротяжного механизма было поручено плате CMC4.

Меллотрон в музыке

Характерный звук Mellotron Mark II во многом обусловлен использованием в его конструкции лампового предусилителя. Он звучит теплее, мягче, более приятно на слух, чем, например, модель M400, выпуск которой начался позже. Mark II можно услышать на первых трех альбомах King Crimson («In The Court Of The Crimson King», «In The Wake Of Poseidon» и «Lizard»), Genesis («Trespass», «Nursery Cryme» и «Foxtrot»), а также первых пластинках Moody Blues.

Успех меллотрона был связан с тем, что это был первый инструмент с абсолютно достоверно звучащими тембрами струнных, медных духовых, вибрафона и т.д. Это было исключительно важно, ведь в то время рабочий набор клавишника исчерпывался электроорганами (Hammond, Vox, Farfisa) и электропиано (Rhodes и Wurlitzer). Кроме того, меллотрон был полифоническим инструментом, что являлось грандиозным преимуществом: первые монофонические синтезаторы только-только начали появляться, и, как показало дальнейшее развитие событий, до полноценной полифонии им пришлось расти еще довольно долгое время. Учитывая роль, которую меллотрон сыграл в рок-музыке 60-х и 70-х годов XX века, курьезно выглядит тот исторический факт, что исходно он рекламировался как музыкальный инструмент, предназначенный исключительно для домашнего использования (потому-то в нем и были заложены ритм-секция и секция аккомпанемента). В том, что меллотрон проник в профессиональную музыку, есть большая заслуга Майка Пиндера (Mike Pinder) из Moody Blues. Название этой группы, безусловно, о многом говорит тем нашим читателям, кто не пропустил мимо ушей эпоху психоделического рока. Майк Пиндер одно время работал в Streetly Electronics, занимаясь контролем качества производства и тестированием меллотронов, и настолько влюбился в звуки этого инструмента, что решил использовать его в музыке своей группы. Лесли Брэдли помог ему приобрести подержанный Mark II. Песня «Love and Beauty», записанная с использованием меллотрона и выпущенная в августе 1967 года, стала первым хитом Moody Blues, и с тех пор этот инструмент стал важнейшим компонентом их характерного саунда. Именно Майку Пиндеру пришла в голову идея заменить ритмы в левой клавиатуре на сольные тембры, что давало ему возможность играть 36 инструментами.

Не кто иной, как Майк Пиндер познакомил с меллотроном музыкантов группы The Beatles. Пол, Джон, Джордж и Ринго с восторгом отнеслись к новому инструменту и приобрели себе по меллотрону. Пожалуй, самая известная песня Beatles, в которой используется меллотрон — «Strawberry Fields Forever» (обратите внимание на вступление, сыгранное тембром флейты). Джон и Пол также использовали меллотрон в своих сольных работах после распада The Beatles.

Группа Graham Bond Organization в 1965 году записала сингл «Lease On Love» и альбом «There’s A Bond Between Us», в которых использовался меллотрон. Этот инструмент можно слышать и на «Semi-Detached, Suburban Mr. James» Манфреда Мэнна (1966), и на многих альбомах The Rolling Stones, The Kinks, Pink Floyd и многих других музыкантов 60-х и 70-х годов.

Забегая вперед, скажем, что меллотрон принадлежит не только эпохе психоделии и прогрессив-рока, саунд которой он во многом сформировал. Меллотрон был временно вытеснен с музыкальной сцены лишь в 80-х годах, когда появились цифровые сэмплеры и клавишные рабочие станции. Однако в 90-х годах выяснилось, что хоронить этот легендарный инструмент рановато. Интерес к нему снова возродился, и с начала 90-х его использовали Anekdoten, Spock’s Beard, Porcupine Tree, Opeth, Dream Theater и другие.

FX Console

Меллотрон использовался и в передачах Британской вещательной корпорации (BBC): по ее заказу в 1965 году была разработана модель FX Console, которая представляла собой усовершенствованную версию Mark II. Вместо инструментальных тембров на лентах этого меллотрона было записано 1260 звуковых эффектов, которые предназначались для оформления телевизионных и радиопрограмм, в том числе научно-фантастического телешоу «Doctor Who».

Технически FX Console также отличалась от своего прототипа: оба мануала была разделены на две части (клавиши с 1 по 18 и с 19 по 35), каждая из которых была снабжена собственным блоком магнитных головок и предусилителем. Поскольку эта модель меллотрона была разработана для студий BBC и для нее не требовалась столь же мощная система усиления, как для Mark II, то было решено использовать в конструкции более компактный усилитель и 8-дюймовый динамик. Ревербератора в FX Console также не было. Корпус был выполнен не из полированного красного дерева, а из фанеры, окрашенной в серый цвет (специально для BBC) или черный (остальные меллотроны этой серии).

Числу клавишных секций на FX Console соответствовало количество регуляторов уровня. Кроме того, имелся мастер-регулятор громкости и разъем для подключения наушников с отдельным регулятором уровня. Специалистам Streetly Electronics в случае с FX Console удалось добиться более высокого отношения «сигнал/шум». Для выбора треков использовался электромагнитный селектор. На FX Console, в отличие от Mark II, нельзя было играть двумя соседними треками одновременно (A + B или B + C).

The Beatles записали «Strawberry Fields Forever» как раз с использованием модели FX Console. Этот меллотрон находился в студии «Abbey Road» до октября 1980 года, когда состоялся организованный владельцами студии аукцион и инструмент перешел к Майку Олдфилду. А в 1994 году его приобрел Пол Маккартни за 10 тысяч фунтов стерлингов.

Звуковые эффекты были организованы в шесть банков по три тембра и назначены на определенный диапазон клавиатуры. Например, на левой клавиатуре, выбрав первый банк, можно было играть звуками различных моторов — турбиной (дорожка A, клавиши с 1 по 10), двигателем спортивного автомобиля (дорожка A, клавиши с 30 по 35) или вертолета (дорожка B, клавиши с 11 по 18), мотором лендровера и т.д. Первый банк на правой клавиатуре содержал звуки шагов, скрип дверей, выстрелы и т.д. Второй банк на левой клавиатуре охватывал различные индустриальные эффекты, на правой — звуки, относящиеся к спортивным состязаниям. Третий банк на обеих клавиатурах был ориентирован на природу (пение птиц, рык, лай, рев различных животных); здесь же можно было найти все, что относится к самолетам. Четвертый банк FX Console был посвящен преимущественно звукам толпы. В пятом банке — опять живность (насекомые, лошади), звуки, относящиеся к домашнему хозяйству, сирены, звонки телефонов и т.д. Последний банк вобрал в себя фейерферки, звуки сражений, шум различных моторов, погоду (дождь, ветер, грозу), а также смех и аплодисменты (причем была представлена как американская, так и английская смеющаяся и аплодирующая публика).

M300

У Mark II имелся один важный недостаток — габариты и вес: инструмент, весящий 159 кг, никак не мог считаться «легким на подъем», и это ограничивало его использование в турне. Поэтому специалисты Streetly Electronics бросили все силы на то, чтобы создать более портативную версию меллотрона. В 1968 году появилась новая модель, которая получила название M300. Она была одномануальной. Вес модели M300 получился не намного меньше, чем у ее предшественника: 113 кг — это все еще было слишком много. Зато новый меллотрон отличался более качественной библиотекой тембров, в которую вошли тембры челесты, клавесина, кларнета и многие другие. В конструкции не использовались встроенные динамики, но предусилитель остался; моторами управляла плата CMC-4. По желанию заказчика инструмент мог комплектоваться усилителем LSA 300. В M300 был также установлен пружинный ревербератор Hammond, который мог применяться для обработки либо только звуков сольных инструментов, либо всей клавиатуры целиком.

52-клавишная клавиатура была разделена на четыре части: три клавиши предназначались для игры уменьшенными аккордами, три — для воспроизведения ритмов, одна октава — для аккомпаменента и 34 клавиши — для игры сольными тембрами. Иными словами, несмотря на то, что Mark I и II уже активно использовались профессиональными рок- и поп-группами и звучал на многих альбомах, пробившихся в первую десятку чартов, пришедшая им на смену в конце 60-х годов модель M300 все еще позиционировалась прежде всего как альтернатива домашнему электрооргану. Впрочем, выпускалась она недолго: в период с 1968 по 1970 год было произведено всего 60 меллотронов этой серии. Последовавшее затем снятие M300 с производства было связано в первую очередь с достаточно проблемным механизмом обратной перемотки ленты.

M300 — единственная модель, в которой использовались четвертьдюймовые двухдорожечные ленты, причем дорожки нельзя было воспроизводить одновременно. Тембры были собраны в шесть банков аккомпанемента и шесть банков сольных инструментов. Первые 25 меллотронов серии M300 были снабжены регуляторами Rhythm Volume, Pitch, Reverberation и Lead Volume. Последующие экземпляры лишились регулятора Pitch, вместо которого для ритм-секции и секции сольных тембров были добавлены регуляторы Tone. Впрочем, по желанию заказчика меллотрон M300 можно было дополнительно оборудовать и регулятором Pitch.

Что касается звуков, то они совершенно отличались от набора Mark II, причем было выпущено два комплекта тембров. Первый комплект, M300A, появился в 1967 году. В нем был звук двух скрипок, игравших в унисон: именно этот комплект использовался группами Gentle Giant и Barclay James Harvest. Второй комплект, M300B, был выпущен в 1969 году. В нем имелась сольная скрипка, которую можно услышать, например, в композиции «Watching And Waiting» группы The Moody Blues (альбом «To Our Childrens’ Childrens’ Children» 1969 года). Тембры рояля и органа из второго и третьего банков были продублированы, что позволяло играть этими звуками по всей клавиатуре.

M300 можно услышать на альбомах групп Barclay James Harvest, Earth and Fire («Song of the Marching Children», «Atlantis»), Gentle Giant («Gentle Giant», «Acquiring the Taste», «Three Friends») и Aphrodite’s Child («End of the World»).

M400

Следующая по хронологии модель меллотрона — M400, которая была выпущена в 1970 году. Разработчики наконец поняли, что основными пользователями меллотрона стали клавишники рок-групп, и решили бросить все силы на то, чтобы сконструировать действительно портативную модель, которую можно было бы использовать на концертах и в турне. Именно этот меллотрон стал самым распространенным и успешным из всех моделей, выпущенных компанией Streetly Electronics. В период с 1970 по 1986 год было произведено около двух тысяч инструментов этой серии. M400 весил всего 55 кг при габаритах 86 х 86 х 56 см. Его цена в 1976 году составляла 795 фунтов стерлингов: это был самый доступный из всех меллотронов, поэтому нет ничего удивительного в том, что он пользовался массовым успехом среди музыкантов. В особенности он был популярен в прогрессив-роке: полифонические возможности меллотрона, его меланхоличные и завораживающие звуки максимально раскрывались именно в этом стиле.

 

Конструкция M400 отличается от предшествующих моделей упрощенным механизмом лентопротяжных устройств, а также использованием съемных рам с лентами и возросшей надежностью, связанной с этими нововведениями. На каждой раме имелось три тембра. Чтобы сменить библиотеку, достаточно было сменить раму. Благодаря этой системе стали выпускаться новые наборы звуков для меллотрона. Например, на таких добавочных кассетах появились ставшие очень популярными звуки хоров. Владелец меллотрона мог составить свою коллекцию из 13 библиотек струнных, 13 библиотек медных духовых, 11 библиотек деревянных духовых, шести библиотек хоров (в том числе была отдельная библиотека русских хоров) и т.д.

Помимо широкого набора готовых библиотек, у владельцев M400 имелась возможность заказать собственные тембры: для этого требовалось только принести свои звуки в компанию Mellotronics, где их конвертировали в 3/8-дюймовый формат. Стив Хаккет (Steve Hackett) таким образом получил сэмплы собственного голоса, Пол Маккартни — библиотеку волынок. Кроме того, выпускались адаптеры, позволявшие использовать в меллотроне стандартные двухдорожечные 1/4-дюймовые ленты.

M400 был одномануальным инструментом, клавиатура которого по-прежнему насчитывала 35 клавиш. В этой модели разработчики наконец отказались от ритм-секции и секции аккомпанемента, поняв, что профессиональным музыкантам они абсолютно не нужны. Зато на передней панели M400 появился вход для педали громкости, входящей в комплект поставки.

Но и в этой модели на первом этапе были свои недочеты. Плата CMC-10, установленная в первых экземплярах M400, слишком долго разогревалась перед началом работы и не обеспечивала необходимой стабильности подачи лент, что выражалось в заметном снижении строя при одновременном нажатии шести или семи клавиш. Начиная с 1973 года, эта плата была заменена на более надежную SMS-2.

Модель M400 c 1977 года выпускалась как Novatron 400. Кроме того, выпускался аналог FX Console, созданный на основе M400. Эта модель получила название Mellotron M400 FX. В комплект ее поставки входило двенадцать кассет с записями звуковых эффектов (по 105 эффектов на каждой кассете).

После M400 было разработано еще четыре модели меллотрона — Mark V, который выпускался с 1975 по 1977 год и стал одним из самых редких меллотронов; модель 4 Track, которая представляла собой попытку американских разработчиков улучшить M400, предпринятую в 1981 году; Mark VI/VII, выпуск которого начался в 1999 году, и M4000, представленный компанией Streetly Electronics в 2007 году.

Слушать примеры  звучания Меллотрона Вконтакте

Mark Paradeigma

По материалам журнала “In/Out — техника в шоу-бизнесе” № 61 (4. 2007) и статьи Бориса Никитина (1998 год)