1956 год – Игорь Симонов – Шум для советского кино

“Музыкант будущего… Он не откажется ни от скрипки, ни от рояля. Физик и лирик в одном лице, он соединит знание и вдохновение в согласный, неразделимый союз, подчинит себе бесценные дары расцветающей науки, станет хозяином новой, могучей техники. И во всем его гигантском, преображенном творчестве главным будет великое торжество всесильного человека, его неповторимого, всегда по-новому прекрасного чувства, его светлого, всепобеждающего разума” (Глеб Анфилов “Физика и музыка”  1962)

С развитием техники разрабатываются новые конструкции всевозможных шумовых инструментов. Первые опыты провёл советский кандидат искусствоведения Игорь Дмитриевич Симонов. В 1956 году в Институте звукозаписи он создал инструмент “электроэолифон” (другое название “шумофон”) – первый в мире образец шумового электромузыкального прибора, применявшийся в кинематографе. Разнообразные и оригинальные тембры, получаемые с помощью этого инструмента, позволили широко применять его в музыкально-шумовом оформлении кинофильмов, телевизионных и театральных постановок, радиопередач.
Первые эпизоды фильма Григория Чухрая “Сорок первый”, снятого в 1956-ом году, разворачиваются под непрерывный  шум и свист ветра (действие происходит в среднеазиатской пустыне). “Ветер” был исполнен на “Шумофоне.” Исполнитель двигал рычаг аппарата — и  создавалась точнейшая иллюзия настоящего степного бурана — знойного и необузданного.
Электроэолифон создает разнообразные шумы – от мягкого дуновения ветерка до звуков грозы и бури, он имитирует артиллерийские взрывы, полеты ракет и реактивных самолетов, шум поезда, производственные шумы и т.д.  В инструменты есть несколько  фильтров, эффекты вибрато и тремоло с настройками глубины и частоты. Прибор имеет усилитель мощностью 50 Вт и снабжен выносным громкоговорителем, который можно устанавливать в удобном для исполнителя месте.
Вскоре Симонов усовершенствовал инструмент, снабдив его клавишами, переключателями тембров и металлическим грифом.Впоследствии инструмент был главным инструментов для озвучки шума в советских кинофильмах.
В журнале “Радио” (1985 год) публиковали упрощённую принципиальную схему инструмента:

Кинорежиссёр А. Птушко так отзывался о “шумофоне”:

“С помощью этого превосходного инструмента записаны многочисленные и разнохарактерные производственные шумы: прохождение танковых колонн, взрывы, орудийная канонада, барабанная дробь и т. д. Запись подобных шумов другими способами потребовала бы неизмеримо большего времени и преодоления значительных трудностей. На шумофоне все эти звучания получены с легкостью и при высоком качестве”.

Другой инструмент, также сконструированный И. Симоновым, внешним видом напоминал ламповый радиоприёмник на ножках. В этом инструменте вместо генератора звука был применен колебательный контур, возбуждаемый толчком переменного тока. Таким образом, электричество в данном случае создает звуковой “удар” (затухающие колебания), а сам инструмент являлся электрическим ударником с двенадцатью клавишами. Инструмент имитировал звуки литавр и различных оркестровых барабанов.

Mark Paradeigma