1964 год – Делия Дербишир – Леди английской экспериментальной музыки

 

Делия Дербишир (Delia Derbyshire) родилась в 1937 году в маленьком промышленном английском городе Ковентри. После войны отправилась изучать математику в Кембридж. Параллельно учебе Делия осваивала фортепиано – её увлекала сама природа звука, а  именно – звукоизвлечение. В 1958 году британская радиостанция  BBC запустила новое подразделение – Radiophonic Workshop, руководителем которого стала Дафра Орам. Основная задача, стоявшая перед подразделением — создавать эффекты и джинглы для радиопередач. Причём помимо уже известных инструментов  на этой студии сотрудники конструировали новые генераторы и синтезаторы , а также придумывали новые способы звукоизвлечения. BBC Radiophonic Workshop была одной из главных экспериментальных музыкальных лабораторий мира, а Делия Дербишир стала звездой этого подразделения.

Музыка, которую сочиняли работники отдела, собиралась по большей части из звуков немузыкального происхождения. Они записывали на пленку бутылочный звон, бульканье капель воды, грохот моторов, стук деревянной указки по металлическим абажурам ламп, запись при перепадах напряжения, запись механических и окружающих звуков, игра на ржавых струнах разбитого пианино. Пленки затем резались, склеивались, наслаивались друг на друга; бобины с полученным материалом прокручивали то на повышенной, то на пониженной скорости; окончательный результат затем пропускали еще через цепи эффектов. В общем, Дербишир и компания сочиняли электронный авангард или, как принято это называть сейчас “конкретная музыка” и “ambient”. В 1963 году телеканал BBC запустил самый популярный сериал за всю историю своего существования. Культовая научно-фантастическая сага «Доктор Кто» длиной в несколько десятилетий — общее место для всего института британских сценаристов последних лет тридцати-сорока.

В финальной версии к этой мелодии прилагалась аранжировка — футуристические синтезаторные ноты и аккорды, а в качестве аккомпанемента — несколько слоев шумов и гулов. За аранжировку отвечала Делия Дербишир. Тема звучала ровно настолько блестяще, насколько и хотело руководство телеканала. На вопрос, кто это сочинил, девушка ответила: «В основном я». На такой ответ она имела право — без ее участия эта музыка была бы похожей на мелодию из какого-нибудь вестерна.

Так вышло, что эта мелодия стала, в смысле популярности, и вершиной творчества Дербишир. За одиннадцать лет работы девушка сочинила пару сотен роликов и джинглов для радио и телевидения, но по условиям работы практически все они подписывались как «сделанные BBC Radiophonic Workshop». Время от времени выходили какие-то компиляции, на которых были в том числе и композиции Дербишир. Она участвовала в записи дебютного альбома психоделической группы White Noise, а в начале 70-х  записывала свои сольники на синтезаторах EMS. Через Делию прошел весь цвет тогдашней популярной музыки — от Брайана Джонса до участ­ников группы Pink Floyd (которые семплировали ее композиции), у неё бывало, ночевала Йоко Оно — они вместе задумывали какие-то проекты. Живший в Британии советский конструктор Петр Зиновьев, создавший один из легендарных синтезаторов — EMS, на котором играли все на свете: от Kraftwerk до Depeche Mode, был дружен с Делией и предоставлял в ее распоряжение технику своей компании. На первые британские электронные концерты, в которых принимала участие и Дербишир, ходили Джон Леннон и Джордж Харрисон.

 


В середине 70‑х Делия ушла с BBC — просто не хотела идти на компромиссы с новыми управляющими, не настолько лояльно относившимся к ее экспериментам. Один из них как-то признался, что не имеет ничего против электронной музыки, но только до тех пор, пока за нее не берется Дербишир. Девушка бросила работу на радио , вышла замуж и уехала из Лондона жить в провинцию. Делия Дербишир в конце 90‑х также предприняла попытку вернуться в музыку. Она посетила несколько тематических конференций, была замечена на саммите поклонников сериала «Доктор Кто» и дала пару интервью.  В 2001 году в возрасте 64 лет она умерла от почечной недостаточности — последствия многолетнего алкоголизма. После смерти на чердаке Дербишир было найдено 267 бобинных катушки с разными записями, которые передали со-автору по “Доктору Кто” Марку Аерсу для экспозиции в Университете Манчестера.

Aphex Twin рыдал над записями BBC Radiophonic Workshop и чуть ли не в каждом интервью уверял, что обязан им всем. Атмосферные эмбиентные звуки, которые обволакивают каждую из композиций знаменитостей стадионного масштаба, — коллектива The Orbital — тоже родом из музыки Делии Дербишир. Как и атмосфера треков еще одной британской группы — The KLF — много чего вырезавшей из композиций девушки. Вообще Дербишир и весь BBC Radiophonic Workshop отчетливо повлияли на общий вид британской электроники: все эти синтезаторные текстуры, нагромождения шорохов и щелчков — из бобинных архивов экспериментального подразделения BBC. В 2013 году  BBC начали создание документального фильма “Приключения в пространстве и времени” , где будет показана жизнь студии в 60-х и работа над созданием сериала  “Доктора Кто”.

Слушать треки в ВКонтакте

Полную дискографию  с 1964 года  смотрите на оф. сайте

Mark Paradeigma (по материалам Википедии)