1967 год – Джон Чоунинг – Изобретение частотной модуляции

 

 

FM-синтез (Frequency Modulation) — способ синтеза, при котором тембр звука формируется воздействием одной простой волны на другую с целью изменения ее частоты. Под воздействием частотной модуляции возникают более богатые и сложные звуки, которые невозможно получить другими типами синтеза. Данная технология используется во многих современных синтезаторах (если не во всех) , а тогда , в конце 60-х разработка Джона Чоунинга (John Chowning) стала предпосылкой для появления цифровых синтезаторов, которые из-за компьютеризации вытесняли аналоговые инструменты.

Начало жизненного пути Чоунинга (он родился в 1934 году) не предвещало ничего необычного: юный скрипач, забросивший скрипку ради игры на ударных, поступивший в школу музыки военно-морского флота США. Затем – колледж, где Чоунинг увлекается композицией и, наконец – Парижская консерватория, где с 1959 по 1962 гг. Чоунинг обучается композиции у Нади Буланже. Окончив колледж, он возвращается в США, надеясь всерьез заняться композицией электронной музыки, начинает работать в Стэнфордском университете. Прочитав в 1963 году статью Макса Мэтьюса (автора первой в мире компьютерной программы для создания музыки) в журнале «Science», решил заняться изучением компьютерных технологий. Посетив Лабораторию Белл, он вывез целую коробку перфокарт с этой музыкальной программой. При поддержке Дэвида Пула программа была установлена на компьютере Лаборатории искусственного интеллекта Стэнфордского университета в 1964 году. Чоунинг начал заниматься исследованиями пространственного восприятия звука, разрабатывать компьютерные алгоритмы синтеза звука, перемещающегося в пространстве, изучать эффект Доплера и прочих психоакустических феноменов. Одновременно Чоунинг отлаживает новый алгоритм – FM (Frequency Modulation), техника частотной модуляции, позаимствованная им из области радиоприема. Будучи реализованной на компьютере, она позволяет невероятно простыми и дешевыми средствами синтезировать чрезвычайно сложные динамические спектры, легко поддающиеся контролю. Результатом этой работы явились компьютерные композиции Чоунинга «Sabelithe», «Turenas», «Stria» и «Phone».

Начало работы над композицией «Sabelithe» (1971) было положено еще в 1966 году. В этой композиции впервые использован FM-синтез и своеобразная техника спектральных мутаций, в результате которой синтезированный звук малого барабана плавно трансформируется в звучание трубы путем интерполяции параметров синтеза.В пьесе «Turenas» (1972) – впервые использована расширенная техника FM-синтеза, наряду с моделированием перемещения звука в пространстве вокруг слушателя. Название пьесы – анаграмма слова Nature (природа). Чоунинг ищет ответ на вопрос, как связать приобретенный опыт с природой звука и собственно задачами композиции.В композиции «Stria» (1978), созданной по заказу Парижского центра IRCAM, композитор исследует возможности интегрирования негармонических спектров и атональной гармонии. На разных уровнях организации в пьесе использован принцип Золотого сечения: на микроскопическом уровне тембра (соотношение обертонов), на уровне соотношения так называемых «псевдо-октав» (спектральная аналогия понятию «октава»), на уровне всей музыкальной структуры. Таким образом, синтезированные звуки являлись не тембрами, но функциями музыкальной формы. Название «Phone» (1981) по-гречески означает «звук» или «голос». В этой работе Чоунинг исследует особую конфигурацию FM-синтеза, обеспечивающую возможность создания звуков, обладающих, подобно человеческому голосу, ярко выраженными резонансными свойствами. Пьеса основана на своеобразной игре смыслов – неоднозначности восприятия звуков и их идентификации в процессе плавной кросс-интерполяции тембров друг в друга. Для этого Чоунингом был разработан специальный алгоритм синтеза, позволяющий строить спектральные мутации звуков путем их сегрегации или создания своего рода «сплава» различных спектров.

Чоунинг патентует свое изобретение в 1973 году, а спустя год компания Yamaha покупает его лицензию, а позже выпускает легендарный синтезатор DX-7,и техника FM-синтеза становится на целое десятилетие всеобщим стандартом цифрового синтеза. С этого времени года Yamaha была единственной компанией, имевшая лицензию на использование разработок Джона Чоунинга. Однако, в 1995 году срок действия патента истек, и возможностями частотной модуляции стали оснащаться синтезаторы и других фирм.

В 1975 г. при поддержке музыкального факультета, и при участии коллег – Леланда Смита, Энди Мурера, Лорена Раша и Джона Грея, Джон Чоунинг создает центр «Карма» (CCRMA) – Центр Компьютерных Исследований в Музыке и Акустике – крупнейший центр компьютерной музыки в США. Кроме этого, Чоунинг до 1995 года преподал в Стэнфорде – читал курс композиции и психоакустики , при этом CCRMA работает до сих пор.

Послушать треки ВКонтакте

Mark Paradeigma