1934 год. Лоуренс Хаммонд – Изобретение электрического органа

Орган Хаммонда (Hammond organ) — электромеханический музыкальный инструмент (электрический орган), который был спроектирован и построен Лоуренсом Хаммондом в 1934 году. Изначально органы Хаммонда продавались церквям как недорогая альтернатива духовым органам, но инструмент часто использовался в блюзе, джазе, рок-н-ролле (1960-е и 1970-е) и госпеле. Широкую популярность орган Хаммонда обрёл в военных ансамблях во время Второй мировой войны и в послевоенные годы.

Всё началось с того , когда В 1933 году Лоуренс Хаммонд купил подержанный рояль и сохранил от него только клавиатуру, которую стал использовать в качестве контроллера для экспериментирования с различными методами генерации звука. Патент на орган Хаммонда выдали с рекордной скоростью: прошло всего лишь три месяца. Инструмент появился в несчастливые времена, но, видимо, под счастливой звездой. Его слава до сих пор не померкла, хотя “классические” органы Хаммонда давно уже как не выпускаются. Стоит отметить, что Лоренс Хаммонд — личность выдающаяся, ему, например, принадлежит идея трёхмерного кинематографа — и первая реализация её , также он изобрёл полифонический синтезатор «Новахорд» («Novachord»). Первая  продажа инструмента состоялась в 1934 года после  презентации инструмента  на Выставке Промышленных Искусств (Industrial Arts Exposition), и  первую партию  состоящую из шести инструментов  купил никто  иной как Генри Форд. В первый же год компании Хаммонда удалось продать 1400 органов. В основном они селились по церквям и всяческим учреждениям, но среди покупателей было и множество частных лиц. В частности, Джордж Гершвин и президент Рузвельт, выведший страну из Великой Депрессии. Широкую популярность орган Хаммонда обрёл в военных ансамблях во время Второй мировой войны, а также и в послевоенные годы. Инструмент был дорог ($1250), но, тем не менее, быстро обрёл бешеную популярность. Доходы компании в 1936 и 1937 годах исчислялись сотнями тысяч, а тогдашние сотни тысяч долларов — это, в общем и целом, нынешние миллионы.

Но далеко не всем  понравился такой  успех  и такой инструмент. Хаммонд имел большие  проблемы с производителями  духовых органов, которые  подавали на Хаммонда  в суд,  аргументируя это тем,  что  “его орган не в состоянии производить весь диапазон музыкальных оттенков и гармоник, которые имеет духовой орган, поэтому Орган Хаммонда не может называться органом”.
В общем-то, было правдой в одной  стороны, но на самом  деле  при цене в  среднем  по $ 150 000 за  духовой  орган – многие покупатели от   таких покупок  просто отказывались, предпочитая ставить электронную компактную версию Хаммонда.
Поэтому был назначен поединок между духовым органом и творением Хаммонда. В часовню университета Чикаго, где был установлен орган Скиннера (Skinner Pipe) стоимостью $75 тысяч, привезли орган Хаммонда. Его тон-кабинеты (собственно, то, через что выводился звук, некое подобие динамиков), были спрятаны среди труб духового органа, клавиатуры обоих органов скрыты за ширмами. Почтенное жюри, собравшееся для того, чтобы решить, можно ли называть орган Хаммонда органом, не могло увидеть, на чём играют в данный момент. Жюри состояло из двух групп. В первую входили обычные студенты, во вторую — музыканты (в том числе, органисты) и дирижёры. Им сыграли более тридцать различных пьес, причём каждый раз члены жюри должны были помечать на бумажке, на чём, по их мнению, играют в данный момент. Студенты и музыканты угадывали, в среднем, лишь в половине случаев. В общем, почувствовать разницу толком не сумел никто. В конце концов, 12 июля 1938 года Федеральная торговая комиссия постановила, что орган Хаммонда имеет полное право называться органом.

Устройство. Для имитации звуков трубочного органа, имеющего ряды трубок во множестве регистров, в «Хаммонд органе» был использован аддитивный синтез звукового сигнала из гармонического ряда. Это технологическое решение напоминает ранние модели «Телармониума» Тадеуса Кахила, где каждый отдельный сигнал создавался механическим фоническим колесом, вращавшимся под электромагнитным звукоснимателем. Орган Хаммонда часто называют электронным органом, что, в принципе, не совсем верно. В строгом смысле, орган Хаммонда следует называть электрическим органом, так как звук в оригинальных инструментах генерируется не электронным осциллятором, а механическим фоническим колесом.

Характерной чертой органов Хаммонда были небольшие рычажки, с помощью которых можно было различным образом микшировать разные формы сигнала. Более поздние модели инструментов имели также и электромеханическое вибрато. Характерный «щелчок», который изначально был скорее недостатком конструкции, быстро стал частью фирменного звука «Хаммонд органа». Эта особенность учитывается при создании современных копий оригинальных инструментов. При этом точная имитация звука «Хаммонд органа» на основе электронных схем достаточно сложна, так как таким образом лишь с трудом удаётся точно воспроизвести изменения фазового соотношения между фоническими колёсами. Динамики Лесли широко использовались в «Хаммонд органах», хотя изначально фирма «Leslie» была серьёзным конкурентом Хаммонда. Динамики «Leslie» имели вращающийся компонент для создания эффекта вибрато и очень скоро стали стандартом де-факто для органов Хаммонда, так как именно они создавали типичный «рычащий» звук.

Орган Хаммонда стал легендой. Практически каждая уважающая себя рок-группа минувшего XX века считала своим долгом иметь в арсенале орган Хаммонда, несмотря на то, что количество электронных инструментов во второй половине столетия стало расти стремительными темпами.
Этот инструмент стал визитной карточкой для  Deep Purple, Doors, The Nice, Uriah Heep, Вячеслав Мещерин, Pink Floyd.
“Битлы” тоже не остались в стороне: “Хаммонд” звучит на альбомах Rubber Soul, The Beatles’68, Abbey Road и Get Back.
Увы, производство органов Хаммонда прекратилось в 1976 году. Но инструмент отнюдь не умер. Многие фирмы до сих пор занимаются ремонтом этих инструментов, даже, говорят, продают для них запчасти. Ну а потом, в стандартный 128-тембральный набор MIDI обязательно входит орган Хаммонда, и любая “самоиграйка”, по мере убогих возможностей своего тон-генератора, тужится воспроизводить его звук. Со звуком настоящего Хаммонда эти “игрушки” имеют мало общего. Интереснее другие эксперименты: В 2011 корпорация Suzuki решила приобрести марку Hammond, назвав  новое подразделение называется Hammond Suzuki Co., Ltd.



Марк Шишлёв