1937 год. Андрей Володин – Изобретение синтезатора Экводин
Экводин (Ekvodin) – электрический музыкальный инструмент, изобретённый Андреем Володиным в 1937 году. Инструмент был уникален для своего времени своей функциональностью управления тембром и синтезом генерируемого звука.
В советских журналах и рекламе тех лет писали: “У музыкантов всей планеты появилась уникальная возможность вдохнуть новую жизнь в своё эмоциональное искусство. Экводин – это музыкальный инструмент, отлично подходящий и для оркестра, и для ансамбля, и для сольных партий под аккомпанемент фортепиано. Клавиатура этого инструмента буквально поёт и способна наполнить чарующими мелодиями каждый дом. Любой современный композитор будет приятно удивлён, когда обнаружит, что Экводин способен производить широчайший диапазон музыкальных тембров необычайной ясности и чистоты звучания. Исполнители, дирижёры и преподаватели будут полностью удовлетворены выдающимися выразительными возможностями. Экводин открывает поистине космические музыкальные перспективы для каждого. Разработан и производится в СССР.”
Экводин предназначался для концертного использования в качестве солирующего инструмента с аккомпанементов рояля.
Инструмент имел шесть с половиной октав и большое разнообразие тембров. которые могли имитировать звучание практически любого инструмента симфонического оркестра. Переход от одного тембра к другому производился с помощью клавишного переключателя.
В Советском Союзе была экспериментальная группа состоящая из пяти “Экводинов”, которая по своим музыкальным возможностям соответствовала оркестру из 27 обычных инструментов. Это был первый аналоговый электронный музыкальный синтезатор, имеющий динамическую клавиатуру, чувствительную к давлению с возможностью играть с вибрато пальцем на клавиатуре, как на скрипке. Кроме этого было около 660 предустановок с отличной имитацией всех акустических музыкальных инструментов симфонического оркестра, в том числе ударные, педаль модуляции.
В 1958-ом году была выпущена одноголосная версия Экводина, который давал возможность создать до 330-ти различных тембровых комбинаций. Инструмент обладал такими уникальными для своего времени эффектами, как управление звуком при помощи силы удара по клавишам, пальцевое вибрато на клавиатуре (послекасание), а также автоматическое вибрато. Кроме обычной клавиатуры имел гриф со скользящим контактом, который позволял плавно менять высоту звука. Инструмент также был снабжён двумя ножными педалями (для управления громкостью звука и характером тембра) и коленными рычагами, управляющими атакой и затуханием звука.
В 1969-ом году вышла в свет двухголосная версия Экводина, с возможностью независимого установления тембра на каждый голос и наложения тембров. Причём в каждом отдельно взятом голосе можно создать до 126-ти тембровых комбинаций.
Этот инструмент был представлен на выставке электромузыкальных инструментов (ЭМИ) отечественного и зарубежного производства, состоявшейся в рамках Второй всесоюзной конференции по электромузыкальным инструментам в июне 1971 года. На этой конференции выступил и сам Андрей Володин, с докладом “Эволюция техники ЭМИ”, в котором был представлен всесторонний анализ того непростого пути, который прошли ЭМИ, с момента их создания и до настоящего времени. Именно на таких конференциях он сотрудничал и обсуждал проблемы музыки с другими изобретателями, такими как Константин Ковальский, Лев Термен, Евгений Мурзин.
Экводин не раз звучал в кинофильмах («Сказание о земле Сибирской», «Я шагаю по Москве» и др.), производя впечатление «космической» музыки. В рабочий комплект Экводина, помимо самого инструмента, входила также и акустическая система. Весил рабочий комплект около 70-ти килограмм (вес самого инструмента – 39 килограмм). К сожалению, в массовом серийном производстве Экводину было отказано. Советское государство не было заинтересовано в электронной музыке.Полная остановка финансирования лаборатории произошло 60-х годах. На тот момент было изготовлено только десять инструментов.
Об Авторе.
Андрей Александрович Володин родился в 1914 году в Москве в семье художников. В 1940-ом окончил Московский институт инженеров связи со специализацией по электроакустике и радиовещанию. Еще будучи студентом, он начал работать на кинофабрике в области звукозаписи и в акустической лаборатории Московской государственной консерватории по музыкальной акустике под руководством проф. Н. А. Гарбузова, интенсивно пополняя свои знания по музыкально – теоретическим дисциплинам.
По окончании института занимался разработкой электронных музыкальных инструментов. Его изобретения использовались в концертной практике и звукозаписи, экспонировались на многих зарубежных выставках, были запатентованы в США, Канаде, Франции, Италии, ФРГ, Японии.
За электромузыкальный инструмент “Экводин” он был удостоен Большой золотой медали на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 г. А. А.Володин имел более 40 авторских свидетельств и патентов на изобретения. Помимо практической и изобретательской работы А. А. Володин в эти годы
занимался и теорией электромузыки и музыкальной акустики. По этим проблемам он опубликовал монографию и многочисленные статьи в журналах “Радио”, “Радио-техника”, “Вопросы радиоэлектроники” и др.
Решая задачу синтеза звуков в электронных музыкальных инструментах, А.А.Володин пришел к выводу, что синтез звука возможен лишь при комплексной разработке и объединении достижений музыковедения, физики и психологии для целостного представления в конечном звучании. Это толкнуло его к изучению музыкальных звуков с точки зрения их психологической структуры и эстетического содержания. Восприятие музыкальных звуков стало центральной проблемой его исследования. Изучая вопросы восприятия синтеза звука с психологической стороны стал главным специалистом по музыкальной психологии, автором многих работ по теории электромузыки, и доктором психологических наук.
В 1975 г. А. А. Володин начал работать в Московской государственной консерватории, где организовал Проблемную лабораторию теории музыки и музыкального образования. За комплекс работ по специальной технике А. А. Володин был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а также рядом медалей, таких как звание ветерана труда.
Человек глубокого и оригинального ума, широких и разносторонних знаний, Андрей Александрович Володин был полон творческих замыслов. Его преждевременная смерть представляет большую потерю для науки.
Марк Шишлёв