1959 год – Владимир Усачевский – Создание первого в мире центра электронной музыки
Владимир Усачевский (Vladimir Ussachevsky) (1911-1990) – советский композитор и изобретатель, крестный отец американской электронной музыки. Родился он в Маньчжурии (ныне территория Амурской области и Приморского края). В детстве пел в хоре Русской Православной церкви. В 1930 году семья Усачевского переехала в США, где он и получил музыкальное образование. В 1939 г. Усачевский получает степень Доктора философии в консерватории Истман. После Второй Мировой войны Усачевский начал преподавать в Колумбийском университете. Его ранние неоромантические сочинения отличались богатством хорового звучания и сочностью инструментовки. В начале 1950-х экспериментирует со звуком, записанным на магнитофон, что вскоре приводит к созданию первых композиций для пленки и историческим концертам электронной музыки в Нью-Йоркском Музее современного искусства организованным совместно с Отто Люнингом в 1952 г. Объединив усилия с композитором Отто Люнингом (Otto Luening), в начале 50-х он принялся экспериментировать с синтезаторами и кольцами магнитной пленки. Фактически это был синтез французской “musique concrète” и немецкой “чистой электроники”, то есть совмещение механических и синтезированных искусственных и электронных звуков. В октябре 1952 году в Нью-Йорке, в Музее современного искусства состоялся первый в США концерт электронной музыки, который транслировался в прямом радиоэфире и вызвал сенсацию. Музыка В.Усачевского и О.Люнинга представляла собой обработку предварительно записанных звуков. Например, исполнявшаяся тогда пьеса Люнинга “Low Speed” базируется на звуках флейты, которые воспроизводятся с замедленной скоростью и обработаны дилэем. Пьеса Усачевского “Sonic Contours” – радикальный семиминутный трип: фортепианные паорд, от которого оставлена только атака; на пятой минуте раздается странный лилипутский смех.
Усачевский работал также в области хоровой музыки, трилогия “Творение” (1961-1971) была написана им для электронных инструментов и хора и в значительной мере инспирирована православными литургическими песнопениями, которые Усачевский очень любил слушать в детстве. Что касается, собственно, “Пьесы для магнитофона” (“Tape Recorder Piece”). Записано это программное произведение в 1956 году. Композитором была поставлена задача из минимума звуковых ингредиентов создать внятное музыкальное повествование. Использованы звуки гонга, пианино, кимвала, литавры, реактивного самолета, органа и осциллятора, а также тремоло, полученное в результате реверберации щелчка кнопки магнитофона. Разумеется, простое перечисление компонентов никак не объясняет магию этой пьесы, которая звучит куда интереснее большинства современных амбиентных опусов.
В 1959 году композиторы Владимир Усачевский, и Отто Люнинг при поддержке музыкального факультета Колумбийского университета в лице композитора Мильтона Бэббита и финансовой поддержке фонда Рокфеллера, создают первый в США центр электронной музыки «Коламбиа-Принстон», в котором в разное время работали многие известные американские и европейские композиторы, включая Лучано Берио и Эдгара Вареза. Этот центр стал первой электроннной студией в США и одной из самых значительных в мире. Помимо экспериментов с пленкой там они конструировались синтезаторы – один из первых синтезаторов в Америке, Mark II, был создан в этом центре.
По словам Отто Люнинга, «мы хотели создать центр, в котором композиторы могли бы работать и ставить эксперименты без какого-либо давления со стороны коммерции. Большинство Европейских студий существует при радиостанциях, но мы чувствовали, что в Америке это работать не будет, т.к. силы коммерции слишком велики. Нам казалось, что лучшим местом является университет, в котором есть поэты, литераторы и театралы, и акустики, на которых можно было бы проверить свои идеи и получить соответствующие реакции. Одновременно можно подключить к работе студентов и сделать студию доступной для людей, желающих экспериментировать на по-настоящему высоком уровне»
Первые электронные опыты Владимир Усачевский проделал в возрасте сорока лет, будучи уже совершенно сформировавшимся композитором, тяготеющим к экспрессивной неоромантической эстетике. В отличие от Кейджа или многих молодых композиторов следующего поколения, он никогда не отходил от академической классической традиции, не отказывался от традиционных взглядов на музыкальную форму, стремясь к передаче эмоций, достижению максимальной выразительности своей музыки средствами композиции, используя новые средства электроники для обогащения инструментальной палитры и расширения тонального языка, создав своеобразный американский гибрид французской конкретной и немецкой электронной музыки, преимущественно сериальной. В некотором смысле, Усачевский был пользователем, а не создателем новых средств. Технология как таковая никогда не была в числе его главных приоритетов.
В числе сочинений Владимира Усачевского – пьесы для пленки, пьесы для пленки и живых инструментов, музыка для радио-спектаклей, театра, кино и телевидения, в частности «Пьеса для магнитофона» (1956), «Метаморфозы» (1957), «Из дерева и меди» (Of Wood and Brass) (1965), оратория «Creation Prologue» (1961) для пленки и 4-х хоров, «Беспроводная фантазия» (Wireless Fantasy) (1960).
В разное время у Владимира Усачевского учились такие признанные мастера Американской музыки, как Джон Эпплтон, Чарльз Додж, Венди Карлос, Эллис Шилдс, Харви Солбергер, Чарльз Уоринен и даже легендарный конструктор Роберт Муг. Скончался 1990 году в Нью-Йорке.
Марк Шишлёв