Продолжение: Икутару Какехаши — Roland Corporation (80-ые)

Jupiter 6 – это достаточно странный синтезатор. С одной стороны, он был выпущен после легендарного Jupiter 8, с другой – он ни в коей мере не является его улучшенной версией (как логично было бы предположить). Наоборот, у него была меньшая полифония, только один выходной разъем, кроме того, собственные звуковые осцилляторы Roland (которые применялись в Jupiter 8) были заменены на чипы американской фирмы Curtis, которые также использовались в синтезаторах Moog, Sequential и Oberheim. Jupiter 6 использовали такие знаменитости, как Vangelis, ZZ Top, Duran Duran, однако он так и не стал популярным среди более широкого круга музыкантов. Если бы он был недорогим, он бы безусловно занял свою нишу (где-то между престижным Jupiter 8 и демократичным Juno 60). Но для своих технических и выразительных возможностей Jupiter 6 явно был слишком доростоящим.
Зато куда более “скромный” Roland JX3P ожидал успех. В самом его названии зашифрованы его основные возможности – программируемость, полифония, пресеты. Инстересен и тот факт, что этот синтезатор был выпущен на фабрике, производившей гитарные синтезаторы Roland. По своему звучанию (роскошные “стрингс”, объемные “брасс”, великолепные подклады) он напоминает американские полифонические синтезаторы. И все это по очень привлекательной цене. Кроме того, JX3P можно было подключать к внешним секвенсовам и драм-машинам (используя как раз-таки тот самый MIDI). И это еще не все. Синтезатор имеет свой, встроенный секвенсор, способный запомнить до 128 шагов, каждый из которых в свою очередь может вмещать до шести нот полифонии. Конечно, у JX3P есть и свои ограничения. Его довольно сложно программировать (что, впрочем объясняется и компенсируется невысокой ценой), поэтому к нему дополнительно предлагалось приобретать программатор PG200 (который крепился свеху, к правой части корпуса синтезатора с помощью магнитов). Программатор предлагал свою кнопку или слайдер для каждого из 32-х звуковых параметров. При такой технической “продвинутости” этот синтезатор вообще мог бы стать настоящей сенсацией. Мог бы, если бы не одно обстоятельство…
В 1983 году компания Yamaha выпускает свой DX7. Цифровой синтезатор с 16-тью голосной полифонией, с чувствительными клавишами, с возможностью подключения дополнительных картриджей, с ценой всего в полторы тысячи долларов. Все это мгновенно превратило все уже существующие синтезаторы в “старье”. Во всяком случае, именно так это воспринималось тогда, в начале 80-х годов. Не прошло и трех недель с момента выхода DX7, когда все производители аналоговых синтезаторов поняли, что “у нас проблемы”. Yamaha DX7 стал одной из причин (правда, не единственной) финансового краха таких славных американских производителей, как Moog, Sequential Circuits и Oberheim. К счастью для Roland, Икутаро Какехаши предвидел развитие событий заранее. Он уже значительно сократил производство “аналоговых монстров” System 100M и System 700, чтобы сконцентрироваться на производстве более доступных и компактных инструментов. Кроме того, с самого начала своего существования, фирма Roland полагалась на разнообразие выпускаемой продукции. Благодаря ревербератору RE201 и другим приборам, Roland занимал ведущее положение в качестве производителя аппаратных эффектов. Он также пользовался безусловным уважением у гитаристов, благодаря гитарным усилителям и педалям Boss. Эти сферы производства никак не были затронуты появлением Yamaha DX7.

TR-909 Одним из первых приборов Roland, оборудованных интерфейсом MIDI, стала ритм-машина TR-909 Rythm Composer, выпущенная в 1984 году. В звуковом плане TR-909 является гибридом: звуки барабанов – аналоговые, звуки тарелок – цифровые сэмплы. Аппарат снабжен мощным секвенсором, способным объединить в одном треке до 96-ти паттернов. У него очень много ручек-кнопок для контроля над звуком. Он звучал более реалистично, нежели его предшественники, и пользовался успехом… пока не появились драм-модули, полностью основанные на сэмплах. А когда они появились, про TR-909 все забыли. И никто тогда не смог бы предположить, что спустя годы эта машинка не только вернет себе популярность, но и станет культовой среди производителей танцевальной музыки, таких, как The Prodigy, Faithless, 808 State, Air, Moby, Fatboy Slim, Chemical Brothers и многих, многих других.

И вообще, в 1984 году дела у Roland шли очень неплохо. Roland Juno 106Годовой оборот фирмы превысил 100 миллионов долларов, доступные по цене синтезаторы Juno и JX3P продавались хорошо. Появились и две новые модели – Juno 106 и the JX8P. Juno 106 был снабжен MIDI, количество патчей, сохраняемых в памяти, возросло сразу с 56-ти (у Juno 60) до 128-ми. С другой стороны, новый синтезатор лишился встроенного арпеджиатора, который был у предшественников. Главным же козырем Juno 106 была его цена. Например, в Англии он продавался всего за 800 фунтов стерлингов. Juno 106 вообще является одним из самых популярных синтезаторов всех времен. На нем играли почти все известные музыканты. Среди них Depeche Mode, Pet Shop Boys, Vangelis, The Prodigy, The Shamen, Jean Michel Jarre.

Roland JX8P JX8P не пользовался таким же успехом. Какехаши торопился сделать прямую альтернативу “ямахинскому” DX7. Однако в этом смысле “роландовский” синтезатор уступал почти во всем. Чего стоит только его скромная 6-ти голосная полифония (в сравнении с 16-тью-голосной DX7). С другой стороны, этот синтезатор уже не мог похвастаться столь же роскошным, “жирным” аналоговым звуком, как у представителей серии Jupiter. Хотя в наше время музыканты уже по-новому смотрят на JX8P. Если к нему подключить программатор PG800, получится весьма достойный и гибкий аналоговый инструмент, на котором можно создать богатую палитру звуков. Даже многие из его заводских пресетов стали просто классическими (например, на нем можно один-в-один исполнить знаменитую тему из песни “Final Countdown” группы “Europa”) .
Roland JX 10 В 1986 году музыкальный мир был охвачен “частотно-модуляционной лихорадкой”, а вот у фирмы Roland все еще не было своего “флагманского” синтезатора. Jupiter 8 уже стал историей, а JX8P по своим техническим возможностям уступал синтезаторам Yamaha DX1 и DX5. Какехаши нашел из этой ситуации только один выход – выпустить инструмент, который фактически вмещал бы в себя два синтезатора. В результате был выпущен Super JX10 (в названии которого трудно объяснить значение цифры 10), которому вполне обоснованно можно дать звание “Последний великий аналоговый полифонический синтезатор”. Вот он как раз и совмещает возможности сразу двух JX8P в одном корпусе. Звучит он потрясающе, богато, тепло, аналогово, и поэтому и по сей день используется на многих крупных студиях звукозаписи. Он обладает 12-ти голосной полифонией (24 осциллятора), играть на нем можно в трех режимах: Whole mode – полная полифония (12 голосов одновременно), Split mode – разделение клавиатуры, фактически – два шестиголосных синтезатора, layer mode – наложение двух звуков друг на друга. Так же, как и на JX8P, у нового синтезатора место регуляторов и слайдеров заняли кнопки и жидкокристаллический дисплей. Все это, несомненно придает инструменту внешнюю элегантость и гладкость, однако весьма затрудняет процесс редактирование звука. Поэтому для облегчения жизни музыкантам предлагалось дополнительно приобрести программатор PG-800.
Внутри синтезатора действительно находятся две объединительные платы JX8P, а также есть еще и третья, которая осуществляет над ними контроль. Инструмент снабжен эффектами “хорус” и “эхо”, причем последний реализован довольно необычно – в режиме “layer”, когда два разных звука накладываются друг на друга, звуки эти повторяются попеременно, постепенно затухая. Этот метод поучил название “chase-play Delay”). Синтезатор предлагает 50 заводских патчей, которые можно изменять по своему вкусу, сохраняя до 50-ти пользовательских патчей. Также JX10 позволяет записать 64 программных патчей (в которых созраняются все применяемые эффекты). Синтезатор использовали группы Pink Floyd, The Cure и Duran Duran, а также известный создатель саундтреков Angelo Badalamenti. JX10 выпускался и в виде звукового модуля. Модуль этот называется MKS-70. Разумеется, он обладает всеми возможностями JX10, однако у него есть и одно существенное преимущество – модуль способен загружать пресеты посредством MIDI-интерфейса. Однако, к сожелению, при всех его неоспоримых достоинствах, Super JX10 все-таки не удалось затмить славу синтезаторов Yamaha, и Икутаро Какехаши прекрасно отдавал себе в этом отчет. В своей автобиографической книге “Я верю в музыку” (“I Believe In Music”) он признает, что в те годы ему было нелегко поддерживать дух оптимизма у своих партнеров по бизнесу.
Сэмплер S-50 К концу 1985 года уже были достаточно распространены технологии сэмплирования. Выпускались как доступные по цене сэмплеры (Ensoniq Mirage) так и такие, которые могли себе позволить только миллионеры (E-mu, Fairlight). А вот сэмплеров средней ценовой категории просто не существовало, и этой нишей как раз и воспользовался Roland. В 1986 году фирма выпустила сразу три 12-битных сэмплера: S50, S10, а также MKS100 – рэковая версия S10. По меркам сегодняшнего дня эти сэмплеры относятся к категории “лоу-фай”. А в 80-е годы это были мощные профессиональные инструменты. Сэмплер S50 обладает 16-голосной полифонией, его клавиатура (61 клавиша) чувствительна к силе нажатия и послекасанию. Для графического редактирования звука к сэмплеру можно подключить внешний монитор. А также это был один из первых в мире доступных по цене инструментов, в который можно было загружать новую операционную систему и который обладал собственным софтовым секвенсором. S50 также снабжен функцией “ре-синтеза”, позволяющей не просто редактировать тот или иной сэмпл, но и изменять саму его сущность. Библиотеки сэмплов поставлялись на 3.5-джюймовых дискетах, причем многие сэмплы не потеряли своей актуальности и сегодня. По всем своим параметрам, сэмплер S50 должен был покорить музыкальный рынок и стать эталоном. Однако, увы, Roland вновь чуть-чуть запоздал – фирма Akai уже успела представить миру свой модульный сэмплер S900, который сразу же де-факто стал стандартом. Поэтому потенциальные покупатели S50 спрашивали, совместим ли он с сэмплером Akai. К сожалению, ответ был отрицательный.
Развивая технологии сэмплирования и цифрового синтеза, фирма Roland разработала свой фирменный метод ре-синтеза, получивший название “SAS” (“Structured/Adaptive Synthesis”). Суть его заключается в следующем: инженеры фирмы Roland сэмплировали и подвергали анализу тембры различных инструментов (прежде всего – акустического фортепиано). Записывались звуки различной высоты и разной громкости. Затем создавался специальный алгоритм, который ре-синтезировал звук во всей его сложности – со множеством гармоник и сопутствующих шумовых составляющих. В результате данный метод позволил синтезировать звучание пианино и рояля с такой точностью, что некоторые производители акустических роялей, резонно опасаясь за свое будущее, стали оспаривать право Roland использовать в названиях своих инструментов само слово “пиано”, мотивируя это тем, что фирма вводит покупателей в заблуждение (что подразумевало, что по звуку инструменты Roland не уступают акустическим). Речь идет о цифровых пиано HP5500 и HP5600. Какехаши прореагировал на эти претензии очень просто – инструменты Roland стали называться “цифровыми пиано” (digital piano). Продавались они очень успешно, тысячами. В 1986 году фирма выпустила еще одно “digital piano” – RD1000, ставшее знаменитым не в поледнюю очередь благодаря тому, что на нем играл Элтон Джон. Этот инструмент обладает великолепной взвешенной рояльной клавиатурой (клавиши изготовлены из дерева), стильной двойной педалью, красивой хромированной стойкой.
Цифровое пиано RD1000 Еще одним прорывом фирмы стал выпуск секвенсора и MIDI-рекордера MC-500 Micro Composer, позволяющего записывать музыку (в виде MIDI) на 4-х дорожках, с последующим сохранением цифровых данных на дискетах. Естественно, его можно было использовать и с цифровыми пиано, что явилось праобразом будущих “рабочих станций” – цифровых синтезаторов, реализованных по принципу “все-в-одном”.
В общем, 1986 год ознаменовал для Roland окончание аналоговой эпохи. Синтезаторы серии Jupiter перестали выпускаться еще в прошлом, 1985 году. Икутаро Какехаши осознавал, что будущее принадлежит цифровому сэмплированию и синтезу. 1987 год стал годом настоящего прорыва в этих областях.

В 1987 году сотрудники Roland самым коренным образом пересмотрели свой подход к понятию “синтезатор”. И, наконец, они “это сделали” – и тогда 87-й год стал, без преувелечения, годом синтезатора Roland D-50.

D-50 обладал всеми возможностями, которые станут эталоном для синтезаторов Roland на многие годы: клавиатурой, чувствительной к силе и скорости нажатия, возможностью разделения клавиатуры на два звука и наложения звуков один на другой, возможностью расширения звуковых библиотек с помощью ROM и RAM карт (в том числе и от других производителей), надежным MIDI интерфейсом, программером. Но главная причина той сенсации, что была вызвана в музыкальном мире появлением D-50, заключается, разумеется, в его великолепном звучании. Именно это позволило ему наконец-то сместить Yamaha DX-7 с царственного трона. Совсем немаловажным было и то обстоятельство, что D-50 пользоваться гораздо легче. Этот синтезатор способен порождать поистине уникальные и сложные текстурные звуки. D-50 снабжен встроенным “хорусом”, резонансным фильтром и цифровой (впервые в истории Roland) реверберацией. Для манипуляций над звуками в “реальном времени” инструмент снабжен джойстиком. Среди только самых известных музыкантов, использовавших D-50, значаться Eric Clapton, Enya, Jean Michel Jarre (альбом Revolutoins), Rick Wakeman, Kitaro, Rush, Vangelis.

Фантастическая популярность синтезатора позволила появиться на свет целой новой индустрии: многие фирмы выпускали карты с новыми тембрами, библиотеки звуков, удобные и мощные программы для редактирования звуков. Музыканту вообще можно было не вдаваться в тонкости программирования синтезатора – достаточно было просто найти желаемый звук среди этого огромного разнообразия. Для тех же, кто все-таки хочет создавать нечто свое, неповторимое, Roland предлагает подключаемый к синтезатору программер PG1000, на котором можно “выкрутить” все что угодно, используя удобные слайдеры и ручки. Так что Roland не повторил главной ошибки компании Yamaha, чей синтезатор весьма сложно программировать. D-50, особенно в паре с PG1000 вернул музыкантам очень важную для них вещь – всеобъемлющий и моментальный контроль над звуком. Причем уже над звуком цифровым, создаваемым при помощи фирменной технологии Roland, названной LA (Linear Arithmatic) Synthesis.
Используя эту же технологию, Roland предпринял довольно неуклюжую попытку “демократизироваться”, выпустив более чем доступный по цене модуль MT32. Невысокая цена – дело, конечно, хорошее, однако и качество звучания у этого модуля соответствующее. По каким-то соображениям Roland в своей рекламе объявил, что MT32 – это “бюджетная версия” D-50, и это сослужило плохую службу последнему: те, кто приобретал MT32, но не слышал, как звучит D-50, никак не могли взять в толк, из-за чего, собственно, такая шумиха. Впрочем, на всеобщий успех синтезатора D-50 этот неудачный маркетинговый ход повлиять, конечно, уже не мог.
1987-й год ознаменовался не только D-50. В этом же году Roland выпускает свою первую электронную ударную установку с MIDI-интерфейсом. Другим немаловажным достижением было создание Roland ISM – “Roland’s Intelligent System of Music”. Так фирма ступила на просветительское поприще. ISM представляла из себя систему обучения музыке и аранжировке с использованием электронных клавишных инструментов. Были разработаны специальные программы, включающие в себя и изучение музыки Бетховена, и обучение джазовым и рок-н-рольным импровизациям. Эта система и сегодня широко используется в Японии.
Конец 80-х годов вообще был очень успешным для компании Roland. Многие производители, не успевшие вовремя вскочить в стремительный поезд пргресса, сворачивали свое производство и закрывались, а Roland, напротив, находился в самом авангарде технических достижений. Причем просто почивать на лаврах фирма и не помышляла. В 1988 году европейское подразделение фирмы представило на Британской Музыкальной Ярмарке “умные” синтезаторы E10 и E20, которые были прототипами современных “самоиграек” с автоаккомпаниментом, которые продаются в любом музыкальном (и не только) магазине. Эти синтезаторы основывались на уже знакомом нам бюджетном модуле MT32, они предлагали огромное число готовых ритмов, аранжирововок, вариаций, а также могли автоматически распознавать аккорды. Конечно, подобные инструменты предназначались скорее для домашнего использования и обучения, и профессионалы уже тогда смотрели на них снисходительно. Однако музыкальные журналисты просто захлебывались от восторга в своих статьях. Так Roland прочно закрепился на еще одном сегменте музыкального рынка, наглядно продемонстрировав, что новейшие технологии адресованы далеко не только узкому кругу профессионалов.
Roland D-20 Впрочем, в этом же году Roland препринял попытку выпустить в свет и недорогой профессиональный инструмент. Речь идет о синтезаторах D-10 и D-20 (почему-то довольно долгое время своим цифровым синтезаторам фирма давала вот такие-вот скучные названия). В них используется та же технология LA-синтеза, однако звучат они слабее, чем D-50. Синтезаторы снабжены слотами для карт памяти и дисководом для дискет .
Ритм-машина Roland R8 была выпущена в 1988 году — золотом времени для подобных устройств. Технологии уже были достаточно развиты, чтобы предоставить пользователю набор качественных семплированных звуков за относительно невысокую цену. В то время было распространено мнение, что хорошая партия ритм-машины должна быть максимально похожа на игру живого барабанщика. Для этого Роланд создали функцию Human Feel , которая “очеловечвала” свойственное ритм-машинам механистичное звучание. Для использования инструмента необходимо назначить звуки на пэды. Назначать можно любые инструменты: пресетные, пользовательские и с карты. R8 содержит пять банков таких назначений (по 16 инструментов в каждом), таким образом, всего 80 инструментов. R8 имеет максимальную полифонию 32 голоса.
Вообще, В конце 80-х годов Roland помимо исследование начинает создавать так называемые “самоиграйки” – домашние синтезаторы и аккомпанементом. Вместе с Yamaha и Casio, уже втроём, три гиганта стали штамповать такие инструменты (модели Roland E-20, E-70, E-86, G-800, G-1000, G-70, E-80). Кроме этого, корпорация начала специализацию на цифровые пианино (Roland RD-500 , D-70, HP-3700, JV-90). Нас же интересует более “странные” и “разнообразные” инструменты, которые определяли развитие в электронной музыки.
Середина 90-х ознаменовалась созданием рабочих станций. Появились Roland XP-50 и XP-10. Данные синтезаторы имели клавиатуру с 61 клавишей, полифонией 64 голоса. Были 512 пресетных и 128 редактируемых пэтчей.
XP-10
В 1996 году фирма Roland попыталась объединить в синтезаторе JP 8000 аналогово-виртуальное моделирование звука и управление в реальном времени и множество настроек.Инструмент двухтембральный, имеет клавиатуру из 49 клавиш, полифония – 8 нот. 128 одиночных программ и 64 комбинированных находятся в пресетной памяти, столько же в пользовательской. Есть джойстик для изменения высоты тона/модуляции, программируемый ленточный контроллер, жидкокристаллический дисплей, два выхода и два MIDI разъема. Операционная система находится во флеш памяти.

JP 8000 способен генерировать семь полностью независимых форм волны, и наряду с традиционными (пилообразная, треугольная, прямоугольная), есть и такие, как “Super Saw” “Triangle Mod” и “Feedback OSC”. Возможны кольцевая модуляция, перекрестная модуляция и синхронизация генераторов. Функция Motion Control позволяет записывать на встроенный секвенсор движения слайдеров и ручек с последующим воспроизведением. К тому же, движения всех органов управления передаются по MIDI. Управление возможно такими параметрами, как форма волны, частота среза и уровень резонанса фильтра, частота и глубина LFO. Из обработки есть линия задержки и хорус, а также двухполосный эквалайзер.
Еще одним новым устройством с колоритным рейвовым и танцевальным звуком является синтезатор JX 305. Он имеет 61-нотную клавиатуру и 64-голосную полифонию, всего у синтезатора 640 пэтчей и 28 ударных установок. В 1998 году он был хитом продаж. Самой привлекательной чертой этого синтезатора была легкость в управлении при работе в реальном времени.

XP-102001 год была создана серия синтезаторов “Fantom”, весьма успешная серия рабочих станций, которые совершенствуются и появляются в продаже каждые 2-3 года. К примеру, был выпущен переработанный вариант — Roland Fantom S, оборудованный семплером, USB-портом и слотом для карт памяти SmartMedia. Модификация Fantom X появилась на свет в 2004 году. В целом ее дизайн заимствован у Fantom S, однако были увеличены полифония, объем наращиваемой оперативной памяти семплера, а также общее количество волновых форм. В настоящий момент Roland Fantom X, наряду с Yamaha Motif и Korg Triton, входит в т. н. «большую тройку» (The Big Three) наиболее популярных профессиональных клавишных инструментов. Для создания звука используется 4 волновых слоя, каждый с собственной огибающей и мультирежимным фильтром с резонансом, 3 назначаемых генератора низкой частоты (LFO1, LFO2, Step LFO) и 6 процессоров эффектов (3 разрыва, ревербератор, хорус/дилей и многополосный компрессор).
Фантом
Пользовательский интерфейс Fantom X построен на основе цветного жидкокристаллического дисплея (320 х 240 точек) и включает в себя большое количество функций, ранее характерных только для операционных систем персональных компьютеров. Например, это ярлыки для быстрого доступа к страницам (Clip Board), сменные скринсейверы, цветовые схемы, обои рабочего стола, блокнот для записи текстов/аккордов и встроенный справочник (на английском языке). Подборка тембров Fantom X в целом универсальна, однако обладает выраженным тяготением к поп-музыке, электронной танцевальной музыке, оркестровой музыке, а также к саундтрекам для фильмов и спектаклей. В своих выступлениях и записях звучание Fantom X используют Мадонна, Шакира, другие известные музыканты.
В тот же год, в 2001 году, После 20 лет затишья, серия SH ожила. Этот амбициозный продукт пробуждал образы первых моделей серии SH и предоставлял программируемый арпеджиатор и другие новые функции. Синтезатор SH-32 – это и дань уважения прошлому Roland, и направление будущего развития. Этот 4х-частный синтезатор использует новый принцип синтеза – Wave Acceleration Synthesis, который позволяет добиваться полифонии до 32 голосов, что нечасто встречается среди синтезаторов аналогового моделирования, и уж совсем невозможно среди синтезаторов недорогого ценового диапазона. Волновые формы, которые генерируются SH-32, включают в себя и традиционные “жирные” аналоговые звуки, и совершенно новые волновые формы. Звук мощный и сочный, где-то даже агрессивный.Кроме того, у модуля довольно привлекательная цена. Корпорация Roland вновь доказала всем, что можно создавать уникальные инструменты по доступным ценам.
На этом, тенденция “возвращать” или “напоминать” о прошлых победах , усовершенствуя их Roland не прекратили, и в 2004 году выпустили Juno-D . Профессиональный клавишный электромузыкальный инструмент начального уровня имеет в своём арсенале богатый сочный звук и обширные возможности его обработки в процессе исполнения. Однако, родство Juno-D с прочими представителями клана Juno, помимо наименования, ограничивается лишь несколькими цифровыми репликантами тембров, коими аналоговые “отцы” особо славились.Элементов управления не слишком много, но особо в глаза бросаются ручки, вызывающие ассоциации с аналоговыми электроинструментами. Ассоциации, кстати, совсем не случайные: пять ручек справа от ЖК-дисплея отвечают за огибающую (Envelope), частотные фильтры (Cutoff и Resonance) и осцилляторы низкочастотных колебаний (LFO), а также за баланс между тонами каждого отдельно взятого тембра. Roland Juno-D – концертный инструмент с довольно богатым звуком и обширными возможностями для его обработки на ходу. С помощью огибающей и фильтров можно добиваться крайне интересных эффектов психоделического характера.
Roland SH-201Для музыкантов, которые начинают интересоваться возможностями аналогового синтеза в 2006 году , Roland создал простой и удобный инструмент SH-201 – на основе аналогового моделирования.
Для профессиональных же музыкантов основным достоинством SH-201 будет его звук: в основу инструмента положена тот же генератор, что и в аналоговой части V-Synth и в легендарном JP-8000. Так и хочется положить руки на клавиатуру SH-201! Инструмент звучит просто фантастически благодаря использованию знаменитых волновых форм Supersaw, осциллятору с обратной связью, резонансному фильтру и новым исполнительским возможностям.
Спустя ровно 15 лет , Роланд снова взялись за Кейтары , и создали AX-Synth – синтезатор, который невозможно пропустить взглядом, и эффектным синтезаторно-гитарным звуком. Работает от батареек, имеет пятиоктавную клавиатуру и высококачественный звуковой генератор. AX-Synth снабжен новинками среди звуковых тембров и полностью самодостаточен для сольных выступлений.
Последние два года корпорация Roland продолжает совершенствовать старые продукты, делая их современным и внедряя новые фишки . “Один из наиболее уважаемых синтезаторов в истории возвращается” – так, в 2010 году на прилавки попали рабочии станции JUPITER-80 и JUPITER-50, а также сконструированы Fantom-G8 и Fantom-G8. Кроме того, был создан Gaia SH-01 – виртуально-аналоговый синтезатор, имеющий массивный звук и очарование старой школы. Тройной движок предоставляет музыканту мощный инструментарий виртуального аналогового синтеза. Впечатляющая полифония (64 голоса), компактный размер и удобная организация органов управления. Добавим сюда также возможность работать в качестве аудиоинтерфейса, доступную цену и питание от батарей.
Не смотря на то, что 11 лет назад Икутару Какехаши отдал свой пост председателя совета директоров (став советником) более молодому директору, его “аналоговый” курс всё ещё ценится , и корпорация Roland держит марку .
Марк Шишлёв
По материалам rolandmusic.ru, fingus.ru