1956 год – Игорь Симонов – Шум для советского кино
С развитием техники разрабатываются новые конструкции всевозможных шумовых инструментов. Первые опыты провёл советский кандидат искусствоведения Игорь Дмитриевич Симонов. В 1956 году в Институте звукозаписи он создал инструмент “электроэолифон” (другое название “шумофон”) – первый в мире образец шумового электромузыкального прибора, применявшийся в кинематографе. Разнообразные и оригинальные тембры, получаемые с помощью этого инструмента, позволили широко применять его в музыкально-шумовом оформлении кинофильмов, телевизионных и театральных постановок, радиопередач.
Первые эпизоды фильма Григория Чухрая “Сорок первый”, снятого в 1956-ом году, разворачиваются под непрерывный шум и свист ветра (действие происходит в среднеазиатской пустыне). “Ветер” был исполнен на “Шумофоне.” Исполнитель двигал рычаг аппарата — и создавалась точнейшая иллюзия настоящего степного бурана — знойного и необузданного.
Электроэолифон создает разнообразные шумы – от мягкого дуновения ветерка до звуков грозы и бури, он имитирует артиллерийские взрывы, полеты ракет и реактивных самолетов, шум поезда, производственные шумы и т.д. В инструменты есть несколько фильтров, эффекты вибрато и тремоло с настройками глубины и частоты. Прибор имеет усилитель мощностью 50 Вт и снабжен выносным громкоговорителем, который можно устанавливать в удобном для исполнителя месте.
Вскоре Симонов усовершенствовал инструмент, снабдив его клавишами, переключателями тембров и металлическим грифом.Впоследствии инструмент был главным инструментов для озвучки шума в советских кинофильмах.
В журнале “Радио” (1985 год) публиковали упрощённую принципиальную схему инструмента:
Кинорежиссёр А. Птушко так отзывался о “шумофоне”:
“С помощью этого превосходного инструмента записаны многочисленные и разнохарактерные производственные шумы: прохождение танковых колонн, взрывы, орудийная канонада, барабанная дробь и т. д. Запись подобных шумов другими способами потребовала бы неизмеримо большего времени и преодоления значительных трудностей. На шумофоне все эти звучания получены с легкостью и при высоком качестве”.
Другой инструмент, также сконструированный И. Симоновым, внешним видом напоминал ламповый радиоприёмник на ножках. В этом инструменте вместо генератора звука был применен колебательный контур, возбуждаемый толчком переменного тока. Таким образом, электричество в данном случае создает звуковой “удар” (затухающие колебания), а сам инструмент являлся электрическим ударником с двенадцатью клавишами. Инструмент имитировал звуки литавр и различных оркестровых барабанов.
Mark Paradeigma