1963 год – Роберт Муг – Самый любимый синтезатор
“Много людей полагают, что если мое имя так тесно связано с музыкой, я должен быть музыкантом. Но я не музыкант. Я инженер, я делаю инструменты. Моя работа как инженера – это знать о том, что нужно музыкантам и находить наилучший путь им навстречу. Говорим ли мы о старых или новых технологиях. Существуют разные технологии – аналоговые, цифровые, виртуальные… Современный инженер может пользоваться всеми этми возможностями. Я больше тяготею к аналоговой технике” – Боб Муг.
Роберт Муг родился в 1934 году в Нью-Йорке. По настоянию матери он занимался фортепиано, но неохотно. С куда большим удовольствием он проводил время с отцом, инженером компании Consolidated Edison.
Еще школьником Муг прочитал статью о первом электромузыкальном инструменте – терменвоксе, созданном русским инженером Львом Терменом. Отец поощрял инженерные наклонности мальчика, и Роберт сделал терменвокс сам, в домашних условиях. Боб был очень талантливым молодым человеком: в возрасте 19 лет он опубликовал в журнале, посвященном электронике, описание собственной конструкции терменвокса. В течение последующих двух лет он неплохо заработал, продавая наборы деталей для самостоятельной сборки терменвоксов (нечто вроде «сделай-сам-свой-терменвокс») по 50 долларов. В 1963 году Боб вместе со своим отцом основал фирму R. A. Moog Co, которая выпускала терменвоксы. Несмотря на “подвальный статус” этого бизнес-проекта, творческой дерзости Бобу и его отцу было не занимать. Их рекламные листовки провозглашали следующее: “Благодаря новейшей конструкции, тщательности в изготовлении и контролю над качеством, терменвоксы R. A. Moog Co. станут гордостью музыканта, инструментом, на котором он сможет играть с полной уверенностью“.
Одним из покупателей первых терменвоксов был музыкант-экспериментатор Рэймонд Скотт. Ему нравилось звучание инструмента, и он придумал, как усовершенствовать его для удобства студийной звукозаписи. Вместе с отцом Боб посетил его лабораторию, которая очень вдохновила его. Также, работой Муга заинтересовались изобретатель и композитор русского происхождения Владимир Усачевский и его коллеги по Колумбийскому Принстонскому Центру электронной музыки (Columbia-Princeton Electronic Music Center). Они внесли ряд ценных инженерных идей в работу Муга, которыми он с благодарностью воспользовался. Все это вдохновило Муга продолжать эксперименты и изобретать новые схемы. В 1957 году Боб поступает на двойное обучение: физика в Колледже Квиннс и электронной инженерии в Колумбийском Университете. В последнем Боб изучал устройство электронных схем и последние достижения электроники. В колледже, будучи вдали от родного дома, Боб стал более общительным, завел себе нескольких друзей, а также познакомился со своей первой женой Ширли Мэй Лэей (Shirley May Leigh), после окончания колледжа, она отправилась вместе с Бобом в Корнелльский Университет. В июне 1958 года они поженились, и Ширлэй стала работать преподавателем. В Корнелле Боб жил двойной жизнью. Днем он посещал лекции и работал в лабораториях над своей диссертацией по физике твердых тел, а поздние вечера и выходные он посвящал собственному бизнесу, который вел в погребе снимаемого им дома, в городке Бэтел Грув. Здесь он собирал свои терменвоксы. И делал он это все лучше и лучше. В 1961 году он опубликовал статью в журнале Electronics World, где описал устройство портативного транзисторного терменвокса.
К лету 1964 у него уже были рабочие конструкции осциллятора и усилителя, управляемых напряжением. Но еще раньше, в ноябре 1963 года, на конференции в New York State School Music произошла встреча Боба с композитором Гербом Дойчем (Herb Deutsch), работавшим в жанре экспериментальной музыки. За этой встречей последовал концерт, который состоялся в феврале 1964 года. Знакомство Муга с Дойчем привело к обмену идеями, приобщению к более сложной академической музыке и началу работы над созданием первого опытного образца модульного синтезатора: это был монофонический бесклавишный модуль, в котором в качестве триггера применялся… дверной звонок. Муг и Дойч отправились в Канаду и посетили музыкальный факультет университета Торонто, где познакомились с композиторами и преподавателями. Именно тогда было подана идея, которая изменила будущее синтеза: использовать фильтр, управляемый напряжением. Через некоторое время Владимир Усачевский предложил концепцию генератора огибающей ADSR, затем были добавлены дополнительные цепи (прообраз простого микшера), и модульный синтезатор был готов к производству. После показа системы на конференции AES в 1965 году успех приходил к новому инструменту постепенно, в течение следующих пары лет. На тот момент синтезатор Moog оставался весьма эзотерическим музыкальным инструментом. Трудно было решиться на покупку, когда никто, кроме нескольких человек, понятия не имел, как работает большая часть модулей синтезатора и как их соединить между собой. Поэтому первыми покупателями были композиторы-экспериментаторы (например, Eric Siday, писавший электронную музыку для телепередач и рекламных объявлений — он купил второй экземпляр синтезатора Moog), а также университеты, поскольку у них были люди, обладавшие технической подготовкой, необходимой для того, чтобы разобраться в работе синтезатора. Позже покупать стали звукозаписывающие студии коммерческой музыки. Цена синтезатора Moog была очень высокой (от $30 000 на современные деньги за полный комплект). В целях «раскрутки» синтезатора Герб Дойч и Боб Муг устраивали демонстрационные семинары; Боб также стал писать статьи для журнала «Electronic Music Review», который начал выходить с 1967 года.
Синтезатор Moog оставался чужд большинству музыкантов, воспринимался как нечто элитное, слишком «научное», неприменимое в повседневной музыкальной деятельности. Однако, бизнес роси компания R.A. Moog переехала в свой двухэтажный дом на главной улице Трумансбурга (Нью-Йорк). Муг стал нанимать рабочих и сотрудников лаборатории .
“Мы были сенсацией В конце 60-х к нам приходило довольно много музыкантов. У нас даже не находилось времени чтобы писать инструкции по пользованию. Так что, если бы вы покупали мой синтезатор тогда, в конце 60-х, я сам лично, либо кто-нибудь из сотрудников обязательно рассказали бы вам по крайней мере об основных принципах работы синтезатора. Я всегда был благодарен музыкантам за их умение превращать все эти электронные звуки в музыку. Это как магия и для меня большое счастье работать с музыкантами”, – Боб Муг.
В 1968 году Уэнди Карлос (на самом деле это был мужчина с именем Уолтер, сделавший операцию по смене пола) выпустила свой альбом «Switched-On Bach» — коллекцию классических произведений эпохи барокко, сыгранную целиком на модульном синтезаторе Moog. И вот тогда начался бешеный успех. Можно сказать, что с этого момента Moog вошел в каждый дом. Теперь все, кто мог себе это позволить, хотели купить модульный синтезатор Moog (вне зависимости от того, имели они представление о том, как с ним работать, или нет). Альбом «Switched-On Bach» стал платиновым. Он быстро попал в первую «десятку» хит-парада Billboard и оставался в чартах в течение целого года. В 1970 году альбом получил премию Grammy, причем сразу в трех категориях: «Лучший альбом классической музыки», «Лучшее исполнение классической музыки» и «Лучшая звукорежиссерская работа в жанре классической музыки». Несколько пластинок, вышедших в то время, определили раз и навсегда классический саунд синтезатора Moog. Вслед за выходом «Switched-On Bach» появилась целая волна подражателей (Hans Wurman «The Moog Strikes Bach, Gershon Kingsley «Switched on Gershwin» и т.п.). Поклонники музыки барокко предпочитают другой альбом Уэнди Карлос — «The Well-Tempered Synthesizer» («Хорошо темперированный синтезатор»), который был выпущен спустя несколько лет.
Альбом японского композитора Исао Томита (Isao Tomita) «Snowflakes Are Dancing», вышедший в 1975 году — более яркое произведение, сыгранное на синтезаторе Moog (собственно, это переложение музыки Дебюсси для синтезатора). Исао Томита записал этот альбом с использованием Moog 3P, Mellotron и нескольких многоканальных магнитофонов. Tomita рисует очень красивые звуковые картины, которые даже сегодня звучат свежо и интересно. Томита — гений звукового дизайна и прекрасный программист синтезаторов; именно ему удалось, используя Moog, пойти дальше других и создать уникальные звуки, актуальные даже сейчас, спустя много лет. На его более поздних альбомах («The Firebird», «Pictures At The Exhibition» и «The Planets») также можно услышать синтезаторы Moog.
Необходимо подчеркнуть, что и Томита, и Уэнди Карлос создавали музыку вручную, записывая короткие монофонические фразы на отдельные треки многоканального магнитофона, создавая при необходимости различные субмиксы и в конце концов приходя к финальному миксу. В те времена еще не было MIDI, не было полифонических синтезаторов, не было цифрового редактирования; эффекты были весьма простыми; поэтому их труд можно считать попросту героическим.
Имя Кита Эмерсона называют чаще других, когда заходит речь о синтезаторах Moog и музыкантах, прославивших этот инструмент. Эмерсон ввел Moog в рок-музыку во времена своего участия в трио Emerson, Lake and Palmer. Он не столько занимался программированием, сколько активно использовал ribbon-контроллер Муга. Синтезатор, который Эмерсон возил с собой в турне, представлял собой простой трехосцилляторных монофонический инструмент; нижний ряд панелей был фальшивым, за ними не было никакой электроники. Большой монитор, который находился в верхней части системы, также в основном был установлен для шоу и не использовался в работе. Альбомы «Tarkus» и «Brain Salad Surgery» открыли саунд Moog для совершенно новой аудитории, и с того момента синтезаторы перестали применяться исключительно для создания «заумной» музыки и вступили в мир рок-н-ролла.
Minimoog Model A
Немецкая группа Tangerine Dream и композитор Клаус Шульце (Klaus Schulze) развивали собственную музыкальную линию на основе звуков Moog, используя шаговые секвенсеры и создавая гипнотические развивающиеся звуковые паттерны за 20 лет до появления стилей «trance» и «ambient». Альбом Tangerine Dream «Ricochet», вышедший в 1974 году, демонстрирует очень сложную и интересную «живую» работу секвенсера, а на концертном альбоме 1975 года «Encore», записанном в том же ключе, можно услышать удивительный морфинг патчей, который выполнялся вручную. Двойной альбом Клауса Шульце «X» имеет много общего с пластинками Tangerine Dream, но он темнее по настроению; на нем, в том числе, можно услышать поистине «сейсмическую» басовую партию, когда-либо сыгранной на Moog.
Уолтер Карлос использовал “Муг” для записи саундтрека к фильму Стэнли Кубрика “Заводной апельсин” (1971).Опыты Карлоса – это лишь одно из направлений, в котором использовались синтезаторы “Муг”. Одновременно с работой над большими инструментами Муг разработал более компактные и дешевые “Минимуги” (Minimoogs). Они-то и полюбились рок-музыкантам. Так, британская группа The Monkeys использовала “Минимуги” при записи пластинки “Pisces, Aquarius, Capricorn and Jones Ltd.” в 1967 году, а клавишник The Doors Рэй Манзарек – при работе над диском “Strange Days” (1968). The Beatles в 1969 году записали партии на “Минимуге” для пластинки “Abbey Road”: характерное звучание этого синтезатора можно услышать в композициях “Because” Леннона, “Here Comes the Sun” Харрисона и “Maxwell’s Silver Hammer” Маккартни. Кит Эмерсон, клавишник группы Emerson, Lake and Palmer, говорил, что звук синтезатора “Муг” “определил звучание всего прогрессив-рока”. Действительно, все значительные представители этого направления – Yes, Pink Floyd, Манфред Манн, Брайан Ино, Рик Уэйкман – экспериментировали с этим инструментом. Фрэнк Заппа называл себя “адептом “Мугов”. Известные своими экспериментами музыканты Херби Хэнкок, Сан Ра и Йэн Хаммер ввели “Муг” в джазовый обиход, откуда они перекочевали в пограничные направления. Стиви Уандер интенсивно пользовался “Мугами” при записи своих знаменитых пластинок “Misic of My Mind” (1972), “Talking Book” (1973), “Innervisions” (1974). Так синтезаторы Муга нашли дорогу в массовую культуру. И именно в это время арт-рок и прогрессив-рок обособляются от мейнстрима, поскольку их эксперименты с новым звучанием не вписываются в традиционно востребованные форматы. В начале 70-х Роберт Муг столкнулся с тем, что более простые и дешевые аналоги его инструмента заняли практически весь рынок. Дело в том, что “Муги” не давали готовых решений даже на уровне аккордов, они не были программируемыми инструментами, а именно в них нуждалось большинство пользователей, если употребить словечко из нашей эпохи.
В результате Муг продал свою торговую марку, став одним из совладельцев компании, и несколько лет продолжал работать над созданием новых синтезаторов. В 1978 году он основал новую компанию – Big Briar. Под этой маркой он работал над производством инструментов под заказ. На протяжении многих лет он консультировал исследовательскую группу Kurzweil Music Systems, которая занималась рынком новых музыкальных инструментов. В конце 70-х – начале 80-х на рынке синтезаторов появились относительно недорогие и простые синтезаторы Roland, Yamaha и другие. Для массового рынка требовались не экспериментальные инструменты, а надежные устройства по воспроизведению заранее запрограммированных звуков и комбинаций. Несмотря на засилье простых синтезаторов на сцене, “Муги” продолжали быть чрезвычайно уважаемыми инструментами в музыкальной среде. На рубеже 90-х и 2000-х они пережили настоящий ренессанс: новую жизнь в них вдохнули рэпперы ( например Снуп Дог, Beastie Boys, Dr Dre). В 2001 году Роберт Муг был награжден шведской премией Polar Music Prize за вклад в развитие музыки. На эти средства он смог вернуть свое имя собственной компании, которая стала называться Big Briar / Moog Music. В 2002 году он получил “Техническую Грэмми” за создание синтезатора “Минимуг”. Последние два года Муг, поселившийся в городке Эшвилл, штат Северная Каролина, серьезно болел, а в начале весны 2005 года ему диагностировали неоперабельную опухоль мозга. Она и стала причиной его смерти. В 2005 году , на 72-м году жизни скончался Роберт Артур Муг.
Сегодня я не вижу ничего, что было бы чем-то революционно новым, что не было бы уже известным в 60-е годы. Те времена были очень творческими, порой сумасшедшими, кто-то даже считает ту эпоху несколько декадентской и иррациональной, но знаете, что-то было особенное в том времени,- прогресс в гражданских правах, появление таких групп, как “Doors”, “Gratefull Dead”, “Beatles”, “Rolling Stones”, которые буквально излучали по всему миру столько творческой энергии, что даже сегодняшние музыканты основываются на достижениях тех лет. Я недавно слышал несколько выступлений, как правило, музыканты теперь используют очень продвинутое цифровое оборудование, самые новейшие разработки. Но в артистическом и музыкальном плане все это находит начало в творчестве музыкантов-экспериментаторов 60-х…
Послушать примеры звучания синтезаторов Moog
Mark Paradeigma