1960 год – Жан Жак Перре – Поп музыка космической эпохи

 

 

Жан-Жака Перре называют серым кардиналом электроники. Когда-то он решил, что экспериментальная музыка должна нести положительные эмоции. В результате получился невероятный по меркам 60-х гибрид электронных звуков и забавной поп-музыки. Электронная музыка Перре очень позитивна и изобретательна по своей природе, он не считал ее сугубо экспериментальным жанром:

“Я всегда хотел писать веселую музыку, чтобы сделать людей счастливее. Я даже не задумывался о том, что у меня получается.  Говорят, что моя музыка «детская». И это лучшее определение из всех, что я слышал. Если говорить  в  нынешней электронной музыке , то она находится на самом раннем этапе развития. Мы пока открыли только малую часть того, на что способны электронные инструменты и люди, которые на них играют. Верите ли, даже мне с моим опытом трудно сказать что-то конкретное. Все впереди. Например, скрипка, какой мы ее знаем сейчас, появилась далеко не сразу. Потребовались столетия, чтобы появилось то, что делал Страдивари. Электронным инструментам тоже потребуются многие годы, чтобы найти звуки, которые неизвестны сегодня. Когда-нибудь, вероятно, будут изобретены инструменты, подключаемые прямо к мозгу, — люди смогут создавать музыку при помощи только эмоций”.

Перре родился в 1929 году и в юности изучал медицину. Но и с музыкой у него завязались отношения очень рано – уже в 4-х летнем возрасте он играл на аккордеоне. Позже его даже исключили из консерватории за нарушение правила не выступать на публике без разрешения. В Париже он знакомится с Жорджем Женни ( Georges Jenny ), который сконструировал небольшой клавишный электронный инструмент Ондиолин, один из праотцов синтезатора.
В 1952 году Женни нанимает Перре в качестве демонстратора возможностей нового инструмента во время мирового турне под названием “Вокруг света за 80 дней”. Ондиолин был очень выразительным инструментом, использовавшим эффект “вибрато” ( клавиатура инструмента держалась на пружинах и музыкант мог буквально двигать ее из стороны в сторону, поэтому вибрато выходило очень живым и естесственным). Также клавиатура Ондиолина реагировала на силу нажатия на клавиши, а громкость изменялась с помощью рычага, управляемого коленом. Для создания различных тембров исполнитель использовал 15 слайдеров звукового фильтра, расположенного под клавиатурой. Это позволяло как добиваться имитирования звуков традиционных инструментов, так и создавать совершенно новые звуки.
Однажды игравшего на Ондиолине Жан-Жака Перре услышала сама Эдит Пиаф. Великой певице понравилось необычное звучание инструмента и она помогла молодому музыканту сделать несколько студийных записей, а также познакомила его с мастером “конкретной музыки” Пьером Шаффером (Pierre Schaeffer). Другим ментором Перре стал инженер Каролл Братман (Caroll Bratman), который не только привез его в Нью-Йорк, но и построил здесь для него экспериментальную лабораторию и студию звукозаписи. С помощью Братмана Перре начал создавать музыку для различных популярных телевизилнных шоу. Эта работа позволила ему реализовать смелые эксперименты по манипуляциям с магнитной лентой и создания таким образом ритмических петель (лупов). Позже он начинает писать музыку уже для киноиндустрии.
Perrey & Kingsley
Тогда же Перре знакомится с Робертом Мугом. Свой первый сольный альбом он записал, используя модульный синтезатор Moog. Альбом называется “The In Sound from Way Out!”, он вышел в свет в 1966 году и стал первым в целой серии пластинок, популяризировавших синтезаторы Moog. С этого альбома берет начало плодотворное сотрудничество Жан-Жака Перре и Гершона Кингсли. В 1967 году выходит их второй совместный альбом, “Kaleidoscopic Vibrations”, представляющий из себя необычные и очень веселые электронные интерпретации известных произведений (в их числе “Лебединое озеро”, превратившееся с помощью крякающих звуков синтезатора в озеро утиное). Этими записями Перре и Кингсли фактически создали новый стиль, space age pop (то есть, популярная музыка космической эпохи). Они создали немало музыки для радио и телевизионных программ, а Перре также сочинил музыку специально для аттракционов Дисней-Лэнда (Main Street Electrical Parade) . В 1970 году Перре вернулся в Париж, где стал директором балетной труппы, а также занялся исследованиями в области использования музыки в лечебных целях (для этого он даже однажды использовал дельфинов).

Влияние Жан-Жака Перре на современную электронную сцену огромно. Его музыку давно “растащили” на сэмплы такие люди, как рэппер Ice T , House of Pain, DJ Premiere, Fatboy Slim, а Beastie Boys сделали инструментальный альбом, названный The In Sound From Way Out, естественно, посвященный Перре. Команда авторов мультфильма “Южный Парк”  взяла его композицию “Chicken on the Rocks” для одной из серии.  Он и сегодня активно записывает музыку и гастролирует, записал музыку совместно с французской группой Air, и пишет совместно альбомы вместе с Даной Кантримэн.

В свои 84 года Жан-Жак Перре обнаруживает ту же непосредственность в обращении со звуками, что и в молодости. Он записывает с единомышленниками альбомы игривой аналоговой музыки на огромных древних электроприборах и оформляет эти альбомы в духе детских книжек. Перре колесит по миру не только с концертами, но и с лекциями. На них он рассказывает о тонкостях работы с аналоговыми инструментами и с ножницами в руках проводит мастер-классы по обращению с магнитной лентой.

Слушать музыку ВКонтакте

Марк Шишлёв