1969 год – Питер Зиновьев – Первые европейские синтезаторы

Синтезаторы ARP 2600,  Minimoog и EMS  Synthi AKS были теми тремя “китами”, на которых держалась электронная музыка 70-х. И если  про первые  две  компании, производивших  эти  инструменты мы уже писали,  то  про EMS именно эта статья…

Питер Зиновьев (Peter Zinovieff) – английский изобретатель российского происхождения, директор компании EMS (Electronic Music Systems), родился в 1933 году в Лондоне. Его родителями были обеспеченные аристократы Российской Империи, которые переехали за границу после октября 1917 года. Княгиня Софья и депутат Лев дали сыну отличное образование по профессии «геология» в Оксфордском Университете. Но другим важным призванием для него  оказалась  электронная музыка.
В 1966 году он, вместе с Делией Дербишир и Брайаном Ходгстоном (группа White Noise, сотрудники студии BBC Radiophonic Workshop)  основал “Unit Delta Plus” – организация, пропагандирующая электронную музыку в Англии. Позже он начал заниматься изобретением синтезаторов и пригласил на работу инженера Дэйва Коккерелла (Dave Cockerell) и программиста Питера Грогно (Peter Grogno). Эти парни помогли Зиновьеву в создании обширной электронной системы, основанной на базе микрокомпьютеров марки DEC PDP8 , которая могла управлять аналоговыми модулями первых синтезаторов Зиновьева. Этой единой системе дали имя “MUSYS”.
За 15 лет до появления первых доступных по цене компьютеров, Зиновьев уже мог с помощью своей системы “MUSYS” сохранять и воспроизводить целые композиции, а также контролировать параметры звука. Его программное обеспечение даже было способно переводить готовую музыку в новые странные звуки и эффекты. И эти программы были записаны на длинные полосы перфорированной бумаги!
В 1968 году Зиновьев и Дэйв Коккерелл разработали контролируемый компьютером спектральный синтезатор, использовавший систему из 60 резонансных фильтров. В 1969 году содержание системы “MUSYS” стало слишком дорогим делом даже для такого обеспеченного человека, как Питер Зиновьев. Он решил продать ее и опубликовал объявление в журнале “The Times”. На него отозвался некий Дон Бенкс, предложивший 50 фунтов стрерлингов. Не смотря на недопонимание, продавец и покупатель решили встретится – вот тогда-то Зиновьеву и Коккереллу  пришла в голову идея конструировать персональные  синтезаторы по доступной цене, чтобы начать зарабатывать, а не только вкладывать, большие деньги.

 

К их команде присоединился композитор Тристрам Кари (Tristram Cary). Появилась компания EMS (Electronic Music Studios Ltd). Вскоре на свет появился новый синтезатор, VCS No.1. Это был довольно компактный звуковой модуль, собранный вручную. Единственный экземпляр этого инструмента находится в коллекции Дона Бэнкса в Сиднее.  Следующий синтезатор был также компактный, но более гибким в управлении – “Voltage Controlled Studio No. 3 “, или VCS 3 – именно так он стал известен во всем музыкальном мире, именно он теперь является культовой коллекционной и музыкальной ценностью.
VCS 3 сильно выделялся и был просто крошечным. Вместо множества гнезд для подключения кабелей, занимающих целые метры, VCS 3 предлагал совсем небольшую квадратную матрицу , а для маршрутизации электрических и аудио сигналов использовались крошечные булавки, соединяющие контакты матрицы. До тех пор, пока хотя бы одна булавка не вставлена, синтезатор не издаст ни единого звука.
Дэвид Коккерелл, разработавший дизайн для синтезатора, рассказывает: “Нас было трое – Зиновьев, я и Кэри. Они оба были большими знатоками авангардной музыки, той, которую принято называть “серьезной” музыкой. Поскольку подобная музыка, как правило, игнорирует тональность и ноты, они полагали, что особой необходимости в клавиатуре нет. Вначале VCS 3 не был клавишным инструментом. Возможность подключения клавиатуры мы доработали уже потом”.

Это была трехоктавная монофоническая клавиатура DK2, встроенная в деревянный корпус, которая прикреплялась к синтезатору. Инструмент состоял из двух частей. Это сам блок синтезатора, который неформально называли “The Putney”, по названию района, в котором жил Петр Зиновьев, а также два усилителя и два динамика, что превращало VCS 3 во вполне самодостаточный инструмент.  Синтезатор обладает невероятным, выразительным и уникальным звучанием. Имена музыкантов, которые его использовали, говорит сам за себя: Brian Eno, Tangerine Dream, Pink Floyd (в композициях “”Brain Damage” и “Any Colour You Like” с альбома “Dark Side Of the Moon”), Jean-Michel Jarre (“Oxygene”), Astral Projection, Klaus Schulze, Depeche Mode, Vince Clarke, Yes, Aphex Twin, The Who…

 

К 1971 году Коккерелл уменьшил синтезатор до размеров чемодана, и так на белый свет появился Synthi A. Робин Вуд (Robin Wood)присоединился к команде EMS в 1970 году, а с 1995-го является владельцем этой фирмы, вспоминает:

“Музыканты, которые отваживались применять их на сцене, заслуживают медали за храбрость. Перед тем, как заниматься настройкой синтезатора, его необходимо было держать включенным на протяжении полутора часов. И даже тогда, если кто-то во время вашего выступления открывал дверь и впускал прохладный воздух, все могло заканчиваться довольно печально”.

Следующим шагом для развития компании  стало приобретение цифрового микрокомпьютера, который был необходим для создания автоматического секвенсора. Самый дешёвый экземпляр стоит 5 000 фунтов стерлингов (стоимость дома в Лондоне)
Питер Зиновьев: “В те времена цифровые компьютеры уже использовались в промышленности, они контролировали производство. Именно этого хотели и мы, только применительно к музыке – организовывать звуки в определенном порядке”.

Так Зиновьев и его фирма EMS пришли к идее использовать компьютер. Причем для музыкальных целей они использовали компьютеры, предназначенные для заводов. Ничего подобного никому в голову тогда не приходило. В 1971 году они выпустили уже свой секвенсор Sequencer 128, и в том же году – Synthi Sequencer 256. Эти секвенсоры были способны запомнить, соответственно своим названиям, 128 и 256 шагов. Зиновьев и Тристан Кэри отправились на завод, принадлежащий фирме Moog, в городишке Трумансберг, штате Нью-Йорк. Там они подключили его к синтезатору Moog. Представители этой фирмы были поражены – секвенсоры их фирмы тогда могли запомнить только 8 шагов.

«Наша студия стала знаменита  на весь мир. К нам приходили The Who, Pink Floyd, David Bowie, Kraftwerk, Deep Purple, Jean Michel Jarre, Brian Eno, Kraftwerk, King Crimson … Однажды пришел Пол Маккартни, и все мои секретарши упали в обморок, когда увидели его».

Далее был выпущен Synthi AKS (1972 год). Он уже был снабжен встроенным 256-шаговым секвенсором, металлической пластинкой, чувствительной к касанию пальцев и “виртуальной” 30-нотной клавиатурой. Такие вещи были в те годы просто невероятным техническим прорывом, причем далеко не только относительно производства музыкальных инструментов. Пожалуй, наиболее знаменитый пример звучания Synthi AKS – это чисто электронная инструментальная композиция “On the run” с альбома группы Pink Floyd ” Dark side of the Moon”…  или трек «Radio GAGA»  группы Queen.
Синтезаторы VCS3 и Synthi AKS были весьма популярны среди исполнителей “прогрессивного рока”, использовавших их, в основном, для создания звуковых эффектов. Дэвид Гилмор, к примеру, часто навещал студию EMS

 

В результате коммерческого успеха своих синтезаторов, фирма EMS стала расширятся, в нее пришел новый технический персонал, пришли новые специалисты. Не за горами было появление нового синтезатора от EMS, и он будет сильно контрастировать со своими предшественниками по своим размерам и невероятным способностям. Это будет СИНТИ-100.

Тревор Пинч (Trevor Pinch), один из соавторов книги “Analog days”, находит весьма своеобразное (но резонное) объяснение тому, что синтезаторы от фирмы EMS были тепло встречены музыкантами: “В 60-е годы были широко распространены различные методы так называемого “расширения сознания”. И вот появляется новый, удивительный инструмент, который также способен унести тебя в такое “магическое путешествие”. Ты никогда не можешь знать заранее, что ты получишь от этого инструмента, некоторые звуки могут быть ужасными, а другие звуки – внеземной красоты, уносящие тебя в космос. Испытывая эти синтезаторы, музыканты открыли невероятную палитру звуков. Это была электронная форма наркотика. Ощущения, как от LSD, но без приема LSD…
Петр Зиновьев: “Мы обладали революционным оборудованием, в революционной студии. К нам пришли лучшие специалисты из разных областей. Мы находились на самых передних рубежах современных технологий, причем не только музыкальных”.

EMS довольно быстро стала своего рода элитной электронной студией. Люди, которые слушали современную музыку, стали лучше понимать всю красоту электронного саунда. И тогда Зиновьев решается на создание “электронного монстра”… Синти-100 вобрал в себя все технические высоты фирмы EMS, достигнутые к тому времени. По сути, его звуковым “ядром” стали три синтезатора VCS. Синти-100 это – 12 осциляторов, контролируемых напряжением; 2 генератора шума; 3 ринг-модулятора; по 4 низкочастотных и высокочастотных фильтра; 3 генератора огибающей; 2 аналоговых блока реверберации; цифровой секвенсор, запоминающий 256 нот (в том числе длину и громкость звучания каждой ноты); 2 матрицы (каждая – 64х64 контакта); 8 стерео усилителей на выходе; 2 джойстика; две 5-ти октавных дуофоничеких клавиатуры; осциллоскоп; индикатор уровня сигнала. В отличие от синтезаторов VCS, Синти-100 отличался высокой стабильностью осцилляторов и фильтров. Три экземпляра Синти-100 были также снабжены (с 1975 года) компьютерным интерфейсом, который назывался “Computer Synthi” и базировался на микрокомпьютере PDP-8. Инструмент можно было переключить в режим редактирования, когда имеется возможность работать над каждой отдельной нотой – изменять ее высоту, громкость, длительность, либо просто удалять ее. Корпус Синти-100 изготовлялся из древесины аформозии (дерево, которое произрастает в экваториальной Африке), с отделкой из черной кожи. Деревянная подставка в виде стола и стул продавались дополнительно.
Всего было собрано менее 40 экземпляров, которые были куплены в основном различным университетами и радиостанциями. Стоил он 25 000 долларов (сейчас он стоит в разы дороже). Один Синти-100 находился в звуковой мастерской телерадиовещательной корпорации BBC, в 70-е годы с его помощью озвучивались различные передачи, в основном, разумеется, научно-познавательного характера, такие, например, как “The Space Between”, сериал “Dr. Who”. Немецкий авангардный композитор Карлхайнц Штокхаузен использовал Синти-100 в своем сочинении “Sirius”. Кстати, специально для него в Синти-100 был встроен вокодер Vocoder 5000.
Инструмент также купили: рок-группа Curved Air, индастриэл-техно группа Meat Beat Manifesto, Уэльский университет, радио Белграда. Синти-100 был приобретен и Советским Союзом – к композитору Д. Шостаковичу пришла целая делегация композиторов с просьбой написать письмо советскому премьер-министру Косыгину о целесообразности приобретения этого инструмента. Косыгин письмо подписал, и Синти-100 привезли в Москву. Установкой синтезатора занимался сам Петр Зиновьев и несколько других инженеров от фирмы EMS. Ведь синтезатор обладает весьма внушительными размерами, являясь инструментом сугубо стационарным.
Эдуард Артемьев: “На «Синти-100» звук синтезировался путём настройки многочисленных генераторов и сопутствующих им приборов вручную. Но в нашем «Синти» отсутствовала память — надо было сделать звук и сразу его записать, наш «Синти-100» не запоминал подготовленный звук. Использовали магнитофоны. Сначала стояли несколько стереомагнитофонов, и путём перезаписи, причём с большой потерей качества, фиксировали выстроенные звучания. Ещё имелось две клавиатуры, что давало возможность записывать в два слоя на одну плёнку — находили способы соблюсти качество. Так что, каждый тембр приходилось делать заново, и повторить его уже было весьма проблематично. Даже если знали, как и что надо подкрутить, мы всё равно не могли повторить тембр один к одному — функции ползли, уплывали, и всегда семпл был немного другой”.
На синтезаторе записали – альбомы Эдуарда Артемьева “Картины-настроения”, “Ода Доброму вестнику”, “Тепло Земли”,”Siberiade”,”Метаморфозы” и музыка к фильмам  “Сталкер”, “Несколько дней из жизни Обломова”, “Родня”; “Охота на лис”. Звучит синтезатор и в опере Алексея Рыбникова “Юнона и Авось”.

 

Фирма EMS выпускала и вокодеры. Это были Vocoder 2000, Vocoder 3000 и Vocoder 5000. Последний также назывался Synthi Vocoder, поскольку его можно было встраивать в систему Синти-100. Вокодеры EMS использовали David Bowie, Depeche Mode, Vangelis, Mike Oldfield, Alan Parsons, Phil Collins, Jean Michel Jarre, Boney M.
В 1975 году был выпущен Synthi E. Это был сравнительно недорогой синтезатор, предназначенный для образовательных целей. К нему прилагался целый учебный курс по синтезу звука. Он был помещен в чемоданчик и мог питаться от батареек. В том же году фирма разработала 4-х канальный микшер и генератор эффектов, предназначенный для работы с квадрофоническим звуком. Прибор назывался Quadrophonic Effects generator, или сокращенно QUEG, он стоил 1400 английских фунтов.
Стоит еще рассказать о чрезвычайно редком сейчас гитарном процессоре от фирмы EMS. Он был разработан Дэвидом Коккереллом еще в 1973 году (кстати, позже Коккерелл создаст немало гитарных “примочек” для известной фирмы “Electro Harmonix”). Прибору дали название Hi-Fli, в рекламе от фирмы он описывается как синтезатор, однако на самом деле это аналоговый мульти-процессор, который можно использовать не только с гитарами, но и с клавишными, и для обработки вокала. Процессор не имел встроенной памяти, управление осуществлялось с помощью слайдеров и двух педалей. Первоначально было изготовлено только 350 штук. Гитарист “Пинк Флойд” Дэвид Гилмор приобрел этот прибор и говорил, что это было “очень, очень дорого”. Hi-Fli был использован Гилмором во время записи альбома “Dark side of the Moon”. Этот процессор позже станет одной из причин финансовых неудач фирмы. На его усовершенствование и производство будут вложены немалые деньги, при этом самого производства уже не будет, так как окажется, что прибор просто не будет пользоваться спросом у музыкантов.
И это был не единственный амбициозный проект, в который были вложены большие деньги, и которому не суждено было осуществиться. Заканчивалась великая эпоха людей, для них прибыль не была целью, они думали, прежде всего, о развитии музыкальных технологий. Та же участь постигла компанию  ARP. Плюс к тому, на сцену вышли цифровые синтезаторы от японских производителей. Кроме того, EMS выпускала акции в  США, и одни из партнёров выписали фальшивый чек – это стало  финалом компании в большом бизнесе.  Они разработали ещё  EMS Spectron (видеосинтезатор), EMS Synthi E, EMS Vocoder 2000/5000 и EMS PolySynthi (полифонический синтезатор, 1978 год) и в 1979 году финансовые проблемы поглотили компанию –  Зиновьев столкнулся с реальной нехваткой денег, за аренду помещения платить было нечем,  он пытался продать фирму, но на его объявление никто не откликнулся.  Все оборудование было перевезено в некий Национальный театр, где его поместили в подвал.

Питер Зиновьев: “Все приборы и инструменты были разорваны по частям резцами и пилами. Крыша протекала, вода лилась прямо на оборудование. У меня сердце разрывалось..”

 

Прошли годы. Компания  EMS ушла с большого бизнеса, но собирает аналоговые синтезаторы под заказ и в наши дни. На сайте опубликован прайс-лист на синтезаторы – VCS-3 за 2 100 евро, Synthi A  за 1800 евро, Synthi AKS за 7 000 евро. Одно из подразделений находится в Германии, его руководитель  Людвиг Рехберг гарантирует,  что  можно  заказать  данные синтезаторы  с доставкой по всей  Европе и Азии, но  с ожиданием  одного года (эксклюзивная сборка). Также, существуют  официальные VST плагины, которые  можно  приобрести  там же.
Зиновьев стал преподавателем электронной музыки в Королевском Музыкальном Колледже, а также профессором Университета в Аделаиде. Тристрам Кэри скончался в апреле 2008 года. Дэвид Коккерелл  после EMS работал над сэмплерами фирмы Akai, сейчас сидит на пенсии: слушает “Битлз” и играет на старом “Фендере”…

Современные программы ужасно примитивны, все программы микширования и всего прочего, MIDI сам по себе очень  наивен, сэмплинг все еще на примитивном уровне. В чем я убежден, так это в том, что компьютерная музыка  находится только на пороге своего развития.
Полагаю, что будет установлена непосредственная связь между человеческим мозгом и компьютером, когда уже не нужно будет манипулировать клавиатурой и мышью. Клавиатура – это вообще не самый удобный способ для общения с компьютером. Следующим великим изобретением станет прямой интерфейс. Может, с помощью глаз, или контактов, прикрепленных к голове, или какого-нибудь имплантанта, то, что позволит работать с компьютером гораздо более рационально.

Послушать примеры звучания синтезаторов EMS

Mark Paradeigma