1928 год. Морис Мартено – Изобретение “Волн Мартено”

Волны Мартено — французский электроинструмент. Изобретён в 1928 году радистом и виолончелистом Морисом Мартено. Познакомившись в 1923 году с Львом Терменом, изобретателем Терменвокса, вдохновился на создание инструмента, основанного на технических принципах, разработанных Терменом.

В тоже самое время он открыл для себя удивительную возможность музыкальных экспериментов с военной радиостанцией. Его внимание привлёк необычайно чистый звук, производимый радио- лампами, частотой которых можно управлять, извлекая мелодии своеобразным, «поющим» звуком («радиосвист», появляющийся при настройке какого-нибудь старого приёмника). Мартено вплотную приступил к работе над новым проектом. На исследования и разработку ушло девять лет.
2 апреля 1928 года он запатентовал первый образец своего электронного инструмента, получившего название “Волны Мартено” (Ondes Martenot). Инструмент должен был быть таким, чтобы музыканты классического оркестра могли быстро освоить все его особенности. Первый образец “Волн…” довольно сильно отличался от последующих версий. Он состоял из двух частей, а для исполнения применялась натянутая нить, соединенная с кольцом, надетом на указательный палец музыканта. В этом было главное сходство “Волн Мартено” с Терменвоксом – в обоих инструментах звук управлялся движением руки исполнителя. В следующих моделях нить располагалась над клавиатурой фортепианого типа. Для извлечения звука определенной высоты нужно было натянуть нить до соответствующей клавиши, либо просто нажать саму клавишу.
Инструмент монофонический. Чтобы извлечь звук необходимо зажать правой рукой клавишу или натянуть нить с кольцом, надеваемым на указательный палец; а левой рукой нажать на кнопку, играющую роль смычка. Силой и динамикой нажатия на эту кнопку управляется атака и громкость звука. Сам прибор был довольно сложной конструкции и состоял из нескольких элементов: собственно инструмент, изначально — продолговатый деревянный футляр с электросхемами внутри плюс два (впоследствии — три) различных по природе действия резонатора, которые превращали электрические колебания в акустические.Особого внимания заслуживает оригинальный комплект звукоусиления для Ondes Martenot. Вся система состояла из трёх элементов. Первый носил название «Principal» и являлся по сути обычным громкоговорителем. Вторым элементом был так называемый резонансный диффузор «Palme», который имел своеобразную конструкцию: он представлял собой деревянный корпус необычной формы с двенадцатью натянутыми струнами, резонировавший в соответствии с нотами, исполняемыми музыкантом, и привносил в «голос» Волн Мартено неповторимые оттенки струнного инструмента. Третий компонент системы назывался «Metallique». По устройству он также был схож с обычным громкоговорителем, с той лишь разницей, что традиционный динамик был заменён в нем на металлическое «блюдо», весьма напоминавшее гонг или «крэш»  барабанной установки. Данный диффузор придавал звучанию характерный металлический тембр.
Определяющим шагом в развитии инструмента, после которого Ondes Martenot приобрёл вид, в котором он дошёл до наших дней, была замена графической «подсказки» на полноценную, 7-октавную клавиатуру. Теперь исполнитель имел возможность задавать тембр в диапазоне семи октав, управлять динамикой звучания нот — всё это в совокупности с чувствительной нитью при должном умении создавало благоприятные условия для воспроизведения самых разнообразных приёмов игры.

В окончательно сформировавшемся Ondes Martenot нить с кольцом была натянута перед клавишами, под нитью имелись специальные выемки для пальцев, размеченные белым и чёрным цветами в соответствии с натуральным хроматизмом. Музыкант, как и прежде, одевал кольцо на указательный палец, «сливаясь» с инструментом в единое целое, далее, перемещая руку вдоль панели клавиатуры, варьировал высоту нот (так называемое глиссандо), оставляя за собой возможность внесения в игру едва заметных нюансов и акцентов.

Сам звук вызывался посредством нажатия на клавиши, которые были меньшего размера, по сравнению, допустим, с фортепьяно; кроме того, в некоторых моделях Ondes Martenot клавиши могли немного двигаться из стороны в сторону для создания вибрирующих звуковых эффектов. Инструмент, как уже было замечено, был монофоническим, то есть на клавишах можно было взять одновременно только одну ноту. С помощью переключателей на левой панели прибора исполнитель мог переключать октавы.

“Волны Мартено” стали очень популярным музыкальным инструментом, который, кстати, используется в эстрадно-симфонических оркестрах и в наши дни. Спустя 20 лет после своего изобретения, Морис Мартено стал профессором Парижской консерватории, и преподавал он именно игру на своем инструменте. Музыканты охотнее принимали именно “Волны мартено”, а не Терменвокс, техника игры на котором была гораздо сложнее. “Волны…” также были снабжены несколькими кнопками, переключающими различные тембры и управляющими атакой и вибрато. Было создано немало музыкальных произведений, предназначенных для исполнения на “Волнах Мартено”. Инструмент можно  услушать в академических произведениях французских композиторов, в частности в знаменитой Турангалила–симфонии (да, именно благодаря ей Лила Туранга из Футурамы получила своё имя) композитора Эдгара Варез, Неизданные листки” Оливье Мессиана, некоторые сочинения Мориса Жарра (отца Жан-Мишеля Жарра), и другие.
Каждый из Вас мог слышать Волны Мартено в саундтреках к фильмам, интерумент также приглянулся группе Radiohead. Морис Мартено сам был талантливым музыкантом. Являясь непосредственно изобретателем инструмента, он обладал исключительным мастерством владения Волнами и в 1947 году там же, где он когда-то занимался, будучи молодым студентом, а именно в Парижской консерватории, открыл класс по обучению игре на Ondes Martenot. До конца своих дней он занимался преподаванием и совершенствованием своего детища, но, к сожалению, на восемьдесят третьем году он ушёл из жизни. Мартено не ставил перед собой задачу запустить своё изобретение в серийное производство — он справедливо полагал, что создание подобного инструмента требует ручного подхода, и с его смертью выпуск Волн практически остановился (за исключением нескольких приборов, собранных сыном изобретателя). На сегодняшний день известно, что в мире сохранилось около пятидесяти оригинальных Ondes Martenot.

Сольное исполнение на “Волнах Мартено”

Демонстрация инструмента

Radiohead – Cymbal Rush (live)

Марк Шишлёв