1938 год. А.Мурзин – Изобретение оптического фотоэлектронного синтезатора АНС

Синтезатор АНС (ANS Synthesiser)  – уникальный оптический синтезатор, который мог  синтезировать ИЗОБРАЖЕНИЯ в ЗВУК. Был задуман в 1938 году, однако строился более 15 лет в коммунальной квартире на деньги изобретателя в нерабочее время, поэтому первый завершённый образец был реализован лишь в 1957 году.
Такая разница во времени объясняется ещё и тем, что в 1938 году его концепция не соответствовала духу того времени (дороговизна реализации, проведение коллективизации, ставка правительства на рост рабочего класса), потом война, и только после войны Мурзин смог вернуться к разработке этого инструмента.
Во время войны Мурзин, по образованию инженер коммунального строительства, занимался разработкой аппаратуры звукометрической разведки наземной артиллерии, приборных методов наведения истребителей на бомбардировщики противника. Изобрёл зенитный директор (вычислительное устройство, предназначенное для автоматического наведения на цель зенитных орудий), и множество других приборов за счёт чего стал заместителем , а в 1951 году главным конструктором авиационных соединений ВВС СССР. Им были разработаны и в дальнейшем реализованы принципы управления активными средствами ПВО. Но вернёмся к “нашей теме”.

У Мурзина с детства была мечта – воплотить идею о синтезе звука и света, принадлежащую Александру Николаевичу Скрябину. Так появился – АНС, названный изобретателем в честь инициалов любимого композитора. Целью создания синтезатора был поиск новых тембров, космических звуков. Что касается понимания принципа действия синтезатора АНС, то для человека, знакомого с современной оргтехникой, принцип сканирования изображения с последующей его обработкой самым лучшим примером. Считывание сигнала производилось фотоэлектрическими элементами. Между генераторами и устройствами чтения сигнала помещалась партитура, которая представляла собой прозрачную доску с нанесённым на неё слоем не засыхающей краски. Рисунок, который композитор рисовал на доске, определял характер синтезируемого звука – прозрачные фрагменты пропускали оптический сигнал, не прозрачные – задерживали. Эта партитура, в форме доски, двигалась со скоростью 26 мм/сек, благодаря чему можно было запрограммировать синтезируемый звук. Шкала частот на АНС делит октаву на 72 равных интервала. Такой звукоряд субъективно воспринимается как беспрерывный и открывает композитору широкий простор для экспериментирования. АНС меньше всего похож на музыкальный инструмент, больше всего – на антикварный буфет. Но впечатление обманчиво: в своем мощном корпусе он содержит 720 звуковых дорожек чистых тонов. Столь широкий спектр исходных тонов обеспечивает синтез любых звуков.Композитор, работая на партитуре синтезатора, уподобляется художнику, пишущему картину: он подкрашивает, ретуширует, стирает и наносит новые кодовые рисунки, осуществляя слуховой контроль получаемого результата. Свобода работы у такой партитуры таит в себе неисчерпаемые возможности. На одном стекле партитуры можно записывать как все возможные голоса, так и многоголосия и любые шумы. АНС дает возможность композитору записывать каждую музыкальную партию в темпах живого исполнительства, выполняя ее, если это необходимо, с исполнительной вибрацией и нюансировкой громкости и тембра. С помощью системы студийных магнитофонов композитор может синхронно монтировать совокупность партий и уточнить общий темп исполнения и силу звучания, а также ввести необходимую реверберацию. Синтезатор позволяет также записывать создаваемые звуки на магнитные диски. Более того, с помощью системы магнитофонов, композитор может записывать и воспроизводить целые музыкальные партии, добавляя эффекты…

“Быть может «АНС» послужит для открытия и воссоздания совершенно нового мира звуков тембровых, ладовых, ритмических и силовых комбинаций, дотоле неслыханных и поэтому могущих быть связанными с мирами иными и полетами в космос. Потрясающие возможности и для нового прочтения звуков земного мира!”(М.И.Чулаки, композитор и педагог)

Инструмент, который позволяет композитору использовать ЛЮБЫЕ лады и звукоряды, существующие в мире. Позволяет имитировать любые звуки и шумы, позволяет создать такие звуки, которых еще не было во Вселенной. АНС может даже воспроизводить человеческую речь. И создавать искусственные голоса. Вопрос только в том, что осуществляется это далеко непросто. Рабочий инструмент композитора – не привычная клавиатура, а стекло, покрытое краской. С помощью специальных резцов краска снимается со стекла в определенных местах, и именно так записываются звуки, которые затем расшифрует и создаст АНС.
Нарисовать па партитуре можно, вообще говоря, что угодно — имитировать звуки скрипки, рояля, трубы, оркестра, если хотите — человеческого голоса. Надо только знать спектральный состав звуков, характер атаки и затухания, закономерности частотных изменений. Можно искать и новые тембры, звучания, недоступные даже электромузыкальным инструментам. Можно рисовать шум водопада, удары молота, грохот грома.
Тут-то вся сложность. Разгадать таинственный шифр звучащего мира еще предстоит. И на это уйдут годы.
Процесс переноса нотного текста на «партитуру» АНСа аналогичен компьютерному режиму Piano Roll View в MIDI-редакторе с той лишь разницей, что вместо компьютерной мыши в синтезаторе АНС используется специальное механическое кодирующее устройство – кодер, а тембры инструментов задаются не из MIDI -таблицы, а «рисуются» кодером в виде соответствующего обертонового ряда. Для современного композитора, имеющего в распоряжении компьютерную студию, синтезатор АНС представляет интерес как источник оригинальных семплов для электроакустической композиции. Причем каждый такой семпл несет в себе энергетику «живого» исполнения, заложенного в самом принципе действия синтезатора АНС.

АНС строили, когда строилась и вся страна, также начались исследования и полеты в космос, а подходящей музыки не было. А тут как раз АНС с его образцами синтезированной, внеземной музыки. Мурзин смог пробить себе лабораторию с целью построить образец АНСа и, после этого, наладить его массовое производство. Тем более, что уже были получены письма композиторов, в том числе, с подписями Шостаковича и Хренникова, о необходимости АНС. К Мурзину в лабораторию приходят интересующиеся процессом синтеза звука Станислав Крейчи и скандальная троица – именно так называли Денисова, Губайдуллину и Шнитке. Также в лабораторию пришел Эдуард Артемьев, выпускник Московской консерватории.

“Фотоэлектронный музыкальный синтезатор «АНС» представляет большой интерес для композитора. Он очень расширяет творческую фантазию и дает большой простор для творческой изобретательности”(Д.Д. Шостакович, композитор и пианист)

Наиболее знаменитый пример звучания синтезатора АНС принадлежит звуковому миру фильма Андрея Тарковского “Солярис” и “Сталкер”. Создавал этот завораживающий и пугающий мир Эдуард Николаевич Артемьев. Тарковский не собирался включать в картину просто музыку, ему нужна была именно звуковая картина, как неотъемлемая часть атмосферы бесконечно далекой и столь же бесконечно непознанной планеты Солярис и научной станции, созданной землянами. И здесь возможности синтезатора вкупе с необыкновенным композиторским  дарованием Артемьева оказались буквально незаменимы. Никакой другой из существовавших тогда и существующих ныне синтезаторов не смог бы создать такую звуковую палитру. Причем музыка И.С. Баха, использованная в фильме, также исполняется на АНСе. Если необходим более демократичный пример использования АНСа в кинематографе – пожалуйста. Кто не помнит сцену ночного кошмара персонажа Андрея Миронова из комедии Леонида Гайдая “Бриллиантовая рука”? Когда летающая загипсованная рука отвешивает ему оплеухи и пытается душить? Ужасающие звуки в этой сцене – тоже АНС. И танковая атака в эпопее Озерова “Освобождение” озвучена АНСом. Была даже записана целая пластинкка – “Музыкальное приношение”, в которой композиторы С.Губайдулина, А. Шнитке, Э. Денисов и другие создавали новые подходы к созданию музыки с помощью синтезатора АНС. Британская группа Coil записала целый альбом на этом синтезаторе. Альбом, как не трудно догадаться, называется “ANS”. Экспериментально-концептуальный проект итальянского музыканта и исследователя Массимо Магрини, более известного как Bad Sector тоже не обошёл этот синтезатор , и записал в 2005 году  альбом     Kosmodrom,  где помимо обычных технических средств музыканта он  использовал записи переговоров советских космонавтов и синтезатор АНС.

В 70-м году, Мурзин умирает, не успев многого сделать. Его лабораторию закрывают.После закрытия студии АНС переехал в МГУ. В университете исследовали речеподобные звуки – например, синтезировали звуки дельфинов, поскольку в то время была очень модной идея о том, что дельфины – братья наши меньшие.
И лишь годы спустя единственный существующий экземпляр АНС оказался в Музее имени Глинки (там же сейчас он и стоит). На презентации инструмента в новом “доме” С. Крейчи продемонстрировал возможности инструмента: исполнил музыку Эдуарда Артемьева, представил книжку самого Евгения Мурзина «О природе и закономерностях эстетического восприятия и путях становления  музыки электронной и цвета», вышедшая в 2012 году. В нее вошли также статьи Э.Артемьева, С.Крейчи, воспоминания, композиторов, соратников Мурзина, его дочери.

ПОСЛУШАТЬ МУЗЫКУ, СОЗДАННУЮ НА АНСе

Марк Шишлёв