1937 год. Харальд Бодэ – История жизни и изобретение звуковых процессоров.

Харальд Бодэ (1909–1987) – немецкий изобретатель и музыкант, разработчик и конструктор электронных органов, синтезаторов, звуковых процессоров.

Warbo Formant Orgel
Первый инструмент, разработанный этим талантливым человеком, Warbo Formant Orgel (1937), выпускался германской промышленностью массовыми тиражами. К тому времени звучание коммерческих органов было более или менее одинаковым, а отличались они друг от друга, в основном, “пользовательским интерфейсом” и дополнительными возможностями. Warbo Orgel, как и многие другие устройства Бодэ, обладал некоторыми функциями, предвосхитившими стандартные возможности электронных музыкальных инструментов сегодняшнего дня. Например, динамикой звука управлял электронный формирователь огибающей (envelope shaper), динамику можно было изменять в реальном времени с помощью потенциометров на передней панели для каждой клавиши в отдельности. Журналисты и  многие музыканты  называли звук Warbo Orgel – “благородными”.

Melodium
Второй инструмент, который создал Бодэ – Melodium (1938), также обладал уникальными для своего времени особенностями – его клавиатура была сенсорной, т.е. чувствительной к касанию (touch sensitive), имелась возможность изменять диапазон клавиатуры. Делалось это с помощью переключателей, коммутирующих клавиатуру со вторым ламповым генератором, настроенным на три октавы выше. Были предусмотрены также педаль для создания вибрато и потенциометр общей настройки инструмента. Нацистское правительство Германии оценило  этот инструмент и поддерживало его производство, но позиционируя изобретение не как новое художественное средство в экспериментальной музыки , а как инструмент, на котором можно писать музыку для кно и театра. Melodium, таким образом, стал очень популярным для озвучивния фильмов о “режиме” и “технических инновациях нацисткой Германии”. Также инструмент звучал  в фильмах Bal Pare (реж. Карл Риттер), Friedemann Bach (реж. Трауготт Мюллер и Густав Грюнгенс) , а также в фильмах Die goldene Stadt , Immensee, Opfergang и многих других.  Бодэ тесно общался с музыкантами, со многими из них обсуждая и тестировая прототипы своих разработок. Не в последнюю очередь по этой причине каждый последующий инструмент этого мастера был лучше предыдущего.


Melochord
Харальд Бодэ разрабатывал с 1947 по 1949 годы, когда еще господствовала ламповая технология, инструмент был хоть и монофоническим, в отличие от предшествующих, но обладал гораздо более привлекательными, с точки зрения исполнительства, особенностями. Например, в инструменте было две клавиатуры, одна из которых служила для голосоведения, а вторая – для изменения тембровой окраски, или, по современной терминологии, модуляции звучания. В 1950-х годах Melochord широко использовался в электронной студии Боннского университета, возглавляемой доктором Вернером Мейер-Эпплером (Werner Meyer-Eppler), а позже был установлен на радиостанции в Кельне. Музыканты-новаторы, ставшие впоследствии культовыми фигурами, – Карел Гойвартс (Karel Goeyvarts), Джорджи Лигети (Gyorgy Ligeti), Карлхейнц Штокхаузен (Karlheinz Stockhausen) и другие, с удовольствием его “пользовали”. Кроме того, практически все лекции по теме “Современные средства выражения в музыке”, читавшиеся в то время в европейских учебных заведениях были основаны на Melochord’е. Melochord позже будет признан самым популярным послевоенным инструментов в Европе.

Melochord.

Или  “Многострунный” был похож на орган в области дизайна и таким образом приблизиться к требованию большинства музыкантов того времени. Он включал в себя некоторые звуковые пресеты имитируют существующие органные, так и многие корректировки для экспериментов. В нём было много специальных эффектов. Поэтому эти звуки могли подойти как и для озвучивания кино , так и для консервативных исполнителей религиозной музыки. В 1973 году инструмент был сдан в музей Deutsches Museum – музей шедевров науки и техники в Мюнхене, Германия. Примерно в 1950 г. Харальд почувствовал, что его “авангардные” инструменты, были очень ограниченные с точни зрения рыночныного потенциала. Он приступил к созданию инструментов для более широкого признания. Например, The Polychord III – популярный электронный орган на котором озвучивали немецкие камеди-шоу и напротив, скупали церкви, меняя этот орган на дорогостоящие духовые классические органы.Это был  самый знаменитый в то время немецкий музыкальный инструмент на мировом рынке.

В тоже время Харальд Бодэ, оттачивая существующие тогда методы схемотехники до совершенства, занимался разработкой самых разнообразных электромузыкальных инструментов для разных фирм, в том числе для Hohner (Германия) и Estey Organ Co. (США), доживших до сегодняшних дней. Им были созданы электроорганы Polychord (1950), Bode Organ (1951), Tuttivox (1953), клавесин с электростатическими датчиками и усилителем Cembaphon, (1951) и концертный электроорган Clavioline, (1953). Все больше заказов поступало от американских компаний, производящих музыкальные инструменты, и в 1954 году Бодэ эмигрировал в США, где стал разрабатывать новую модель электропиано для компании Wurlitzer. В то время в этой стране авангардная музыкальная “тусовка” была сосредоточена вокруг центра электронной музыки Колумбийского университета в Принстоне. Именно там был установлен самый современный на тот период синтезатор – MKII RCA. Название свое он получил “в наследство” от крупной фирмы грамзаписи RCA Victor, инициировавшей его создание.Не могу удержаться и не рассказать забавную историю об этом аппарате. В 1949 году Гарри Ф. Олсон (Harry F. Olsоn) опубликовал статью под названием “Математическая теория музыки”. В ней доказывалось, что, используя математические методы для создания случайных сочетаний уже созданных популярных песен, можно создавать новые произведения, которые будут пользоваться повышенной популярностью у слушателей. В 1956 году Олсону удалось “раскрутить” на финансирование исследований крупную звукозаписывающую компанию, и вместе с инженером Гербертом Бэларом (Herbert Belar) они, в конце концов, создали аппарат, с помощью которого все заинтересованные лица надеялись “штамповать” популярную музыку. Этим надеждам тогда не суждено было сбыться, и компания RCA избавилась от дорогостоящего, занимающего много места инструмента. Слава доброму дядюшке Рокфеллеру, чей фонд выкупил “игрушку” и передал ее в Колумбийский университет. Так был создан один их самых мощный для того времени музыкальный инструмент, источником звука в котором служили ламповые генераторы. Инструмент, обладающий множеством новых возможностей, позволил тогдашним музыкантам-авангардистам вдохновенно экспериментировать с произведениями, партитуры которых были слишком сложны, чтобы обрабатывать их вручную. Самым современным на то время методом передачи информации была перфолента – не забывайте, кибернетика уже существовала и потихоньку обрастала аппаратным обеспечением. Вот и в RCA MKII использовался подобный аппарат, позволяющий композитору программировать сложнейшие сочетания звуковых параметров: смешивать звуки всех имеющихся генераторов, управлять частотными фильтрами, генераторами огибающей, модуляторами и резонаторами.

The Cembaphon ( 1950 год) – концептуальный электронный клавесин.

The Modular Synthesizer  (1959 год) – синтезатор с встроенными звуковыми процессорами. Главная идея – совместить в одном корпусе все достижения и результаты , которыми обладал автор. Строя этот синтезатор Бодэ хотел в один прибор совместить всё, что нужно для композитора, которых занимается электронным звуком. Помимо клавиатуры имелся несколько фильтров, модулятор, вокодер и  магнитофон (для записи и воспроизведения записанных звуков).

Харальд Бодэ, всегда живо интересовавшийся современной музыкой, часто гостил в Колумбийском центре электронной музыки и был в курсе надежд и чаяний музыкантов. В начале шестидесятых в технике свершилась очередная революция – был изобретен транзистор, а следом – интегральная микросхема.
И тогда, американская компания Bell Laboratories развернула массовое производство транзисторов и интегральных схем. У изобретателей появилась возможность создавать устройства небольшого размера, способные генерировать колебания пяти различных форм: синусоидальной, прямоугольной, пилообразной, пульсирующей и треугольной. В 1961 Харальд Бодэ опубликовал в журнале AES научную статью, в которой описывались схемотехника и метод работы синтезатора модульного типа. Электрические схемы всех узлов, по расчетам Бодэ, следовало изготавливать по транзисторной технологии, что позволило бы значительно уменьшить размеры аппарата. А принципиальная схема этого устройства на долгие годы послужила эталоном для создания синтезаторов. Идеи, изложенные в этой статье, были высоко оценены коллегами Харальда Бодэ, и воплощены в синтезаторах Роберта Муга, Дональда Бучлы (Donald Buchla) и других пионеров современного синтезаторостроения. В 1977 году, Харальд был приглашен в качестве главного инженера в компанию Moog Music. Также занимался музыкой и давал концерты.  Спустя десять лет он умер в Нью-Йорке.

Слушать примеры музыки, сыгранные на инструментах Бодэ, можно  Вконтакте


Марк Шишлёв