1958. Дафна Орам – работа в студии BBC и создание синтезатора Oramics

Дафна Орам (Daphne Oram, 1925-2003) известна как один из создателей легендарной студии “BBC Radiophonic Workshop” , и как изобретатель синтезатора “Oramics” – устройства для преобразования изображения в звук. Кроме того, она  сочиняла  музыку (самые известные альбомы – саундреки к фильму “Доктор Кто” и одноимённый сборник “Oramics”).
Образование получила в школе для девочек, начиная с раннего возраста начала учиться игре на фортепиано. В 1942 году ей предложили место в Королевском музыкальном колледже, но вместо этого она пошла работать на лондонскую радиостанцию BBC, где ей пришлось освоить совсем не женскую специальность звукоинженера.  В основном, она микшировала с многочисленных микрофонов трансляции концертов классической музыки, делалось это в прямом эфире, потому что звукозапись тогда была сложной и дорогостоящей. С изобретением в начале 50-х магнитной ленты, Дафна пришла к выводу, что при помощи этого носителя можно не только записывать звуки, но и делать музыку в прямом смысле.
В этот период она узнала о событиях и достижениях в электронной музыке, что  очень вдохновило её. Вначале 50-х она  начала экспериментировать с магнитофонами и аналоговыми фильтрами. Ее музыка подходила для рекламы и фантастических радио-спектаклей, так что BBC в 1958 году выделили деньги на создание BBC Radiophonic Workshop – целой лаборатории по производству этой музыки. Так,  Дафна стала одним из организаторов этой лаборатории, которая в последствии оказала влияние на большинство музыкантов-новаторов 20 века. Эта лаборатория была оснащена самыми передовыми аналоговыми приборами, синтезаторами, преобразователями, ленточными магнитофонами (которые они тогда впервые использовали для сэмплирования).  За годы своего существования на BBC Radiophonic Workshop работали  несколько десятков именитых композиторов и команд, которые написали тысячи треков, саундтреков к теле- и радиопередачам, документальным и научным фильмам, фантастике, сериалам.

В 2003 году Афекс Твин отдал дань уважения мастерам и переиздал на своём лейбле Rephlex сборник «Music From The BBC Radiophonic Workshop», состоящий аж из 50-ти треков — джинглы и заставки от радиопередач не были особо продолжительными произведениями, зато содержали множество новаторских звуковых экспериментов и эффектов, используемых и по сей день. 17-го мая 2009 года несколько старых работников звуковой мастерской Би-Би-Си, распущенной в 1998 году, впервые собрались вместе, чтобы выступить на музыкальном фестивале в Лондоне.

На  этой же студии были записаны знаменитые альбомы Дафны – саундтреки к сериалу  “Доктор Кто” (также саундтреки к сериалу писала Делия Дербишир и участники проекта White Noise), но музыку на собственном синтезаторе “Oramics” она сочиняла уже  в полностью своей студии Oramics Studios. Удивительно, что многие эксперименты спонсировались частными и государственными грантами.
Музыка BBC Radiophonic Workshop — это заставки, скетчи, треки, подложки, звуковые текстуры, изготовленные с помощью передовых композиторских методов: путем сэмплирования с пленками, использование аналоговых фильтров, перепайка музыкальных инструментов в поисках новых звуков, игры на бытовых приборах и экспериментах (перепады напряжения, запись механических и окружающих звуков, игра на ржавых струн разбитого пианино).
В итоге, копаясь в проводах и нажимая на кнопки, Дафна Орам вела научную работу по созданию синтезатора “Орамикс” , который также как и советские инструменты 30-х вариофон и АНС , были основан  на  принципе синтезирование изображения в звук (правда , “Орамикс”  по немного другой технологии).

Для извлечения музыки композитору необходимо было сначала подготовить катушку 35-миллиметровой плёнки, а затем подать её в машину. Фотоэлементы считывали светотень и превращали её в звук. Программный интерфейс состоит из вала, задающего высоту тона, и отдельной секции, которая определяет, как звук будет меняться с течением времени. Синтезатор “Орамикс”  контролирует высоту ноты с помощью цифровой системы, что позволяет производить изменения быстрее и точнее, чем с аналоговым входом.
Прибор  был потерян в 70-х где-то в Европе. Мик Грирсон, преподаватель Голдсмитского университета (Великобритания), решил изменить эту ситуацию и провёл несколько лет в поисках инструмента. «Не будет преувеличением сказать, что почти никто не знал о его местонахождении, — говорит энтузиаст. — Но мне дали деньги, чтобы привезти устройство обратно в Великобританию, где о нём должным образом позаботились. Как только люди понимают, о чём речь, они сразу же осознают его значимость».
Инструмент обладает огромными размерами и представляет собой довольно сложную машину, принцип работы которой расшифровать не так-то просто. Грирсон не ставит своей целью заставить его звучать снова, но намерен построить действующую копию. «У меня есть доступ к огромному архиву записей, схем и патентов, и я нахожусь в контакте с одним из инженеров, принимавших участие в создании синтезатора», — сообщил специалист.
Инструмент экспонируется в Музее науки в Лондоне (Экспозиция “Oramics to  Electronica”). Для тех, кто хотел бы самолично опробовать «Орамикс», выпущено соответствующее iPhone-приложение.
В то время помимо музыки и исследования они читали лекции по теории электронной  музыки и техническому обеспечению студии.  В 1990-е годы она перенесла два инсульта и была вынуждена прекратить работу, после этого переехала в дом престарелых. Умерла в 2003 году.  После её смерти все архивные материалы и наработки  поместили в архив Southbank Centre ,произошло издание сборника « Oramics»  , а BBC Radio 3  сделали документальный фильм.

СЛУШАТЬ МУЗЫКУ ВКОНТАКТЕ

Марк Шишлёв