80ые – Цутому Като – История компании Korg (Часть 2)
Часть 1 здесь
Слушать примеры звучания инструментов Korg Вконтакте
Результаты работы нового научно-исследовательского подразделения под руководством Дэйва Смита появились уже в 1990 году, в виде синтезатора Wavestation, быстро завоевавшем любовь многих музыкантов, работающих в самых разных жанрах. Wavestation основан на тех же принципах векторного синтеза, что и ProphetVS, один из последних синтезаторов умершей фирмы Смита “Sequential Circuits“. В частности, именно от него Wavestation унаследовал джойстик, работающий в двух плоскостях, который позволяет изменять и “оживлять” звук. Благодаря тому же векторному синтезу Wavestation способен производить самые причудливые “слияния” и переходы между теми звуковыми сэмплами, что “зашиты” в его памяти. Более того, именно таким образом синтезатор создает свою самую знаменитую “фишку” – так называемые “волновые секвенции” (‘wave sequences), когда небольшие отрезки звуковых форм звучат, последовательно сменяя и взаимодействуя друг с другом. Так Korg Wavestation стал синтезатором необычайной глубины и теплоты звучания, как нельзя лучше поlходящий тогда, когда в музыку необходимо добавить “воздуха”, живых “подкладов”, сложных звуковых текстур и даже ритмических рисунков. Его звук достаточно плотный, чтобы внятно читаться через все остальные инструменты, и воздушный, чтобы создавать необходимую глубину и проникновенность. Когда профессиональным клавишникам задавали вопрос о том, какой единственный синтезатор они хотели бы взять с собой на необитаемый остров, ни один из них не сказал про Wavestation. Зато когда им “позволили” выбрать второй синтезатор, почти все назвали именно его. И для этого есть веские ричины. Wavestation – это непревзойденная звуковая “специя”, или порция двойного шоколада на десерт, кленовый сироп, ром или изюм вашего музыкального фирменного блюда…
Wavestation обладает 2-мя MB сэмплов, записанных в ROM. Его главный недостаток – весьма запутанная система программирования звуков. Правда, учитывая всю палитру его готовых, “заводских” тембров, надо заметить, что лишь немногие музыканты вообще озадачивали себя этой проблемой. Также у синтезатора есть, разумеется, низкочастотный фильтр, который, правда, имеет ярко выраженнное цифровое звучание, а также два блока мульти-эффектов, которые играют немаловажную (мягко говоря) роль в создании особой звуковой вселенной синтезатора. Несмотря на отсутствие в памяти синтезатора сэмплов акустического пиано и барабанов, его неповторимые звуковые секвенции обеспечивают все (или почти все), что необходимо для “второго” плана любой композиции. Эти объясняется популярность Wavestation у представителей зарождающихся тогда, на пороге 90-х, различных танцевальных стилей электронной музыки: синтезатор не требует от вас особого исполнительского мастерства – просто нажмите соответствующую ноту, все остальное Wavestation обеспечит сам. Исполнители “хип-хопа” и “хауса” сконцентрировали свое внимание на его способность создавать “грувы”, а вот музыканты таких стилей, как “эмбиент” или “нью-эйдж” – на возможность создавать бескрайние звуковые просторы. Wavestation использовали Genesis, Jan Hammer, Depeche Mode, Toto, Vangelis, Legendary Pink Dots, Orbital, The Future Sound of London, Biosphere.
Другой продукт Korg 90-го года – S 3 rhythm workstation. Этот довольно необычный ритм-модуль представлет собой попытку применения технологий синтезатора М 1 в драм-секвенсоре. S 3 обладает собственным двойным процессором эффектов, двумя выходными разъемами MIDI, а также впечатляюще широкими возможностями программирования. Одним словом, S 3 полностью оправдывает свое название – это действительно не просто драм-машина, а настоящая “рабочая станция”. К тому же надо заметить, что S 3 имеет довольно новый подход к звукам барабана, путем разделения их на две части: начальный удар (по пластику) и его распад (звучание корпуса барабана). Эти части можно комбинировать друг с другом, создавая самые необычные звучания. Барабанная установка на S3 содержит 16 ударных инструментов, которые могут быть привязаны к одной ноте MIDI, могут быть разложены на диапазон нот, или могут даже “перекрываться”. Каждый барабанный сэмпл может воспроизводиться либо “нормально”, либо “задом-наперед”, что также расширяет выразительные возможности инструмента. Встроенный эффект-модуль включает в себя различные варианты стерео ревеберации, хорус, эквалайзер, эхо и эксайтер, а также ряд комбинированных эффектов, таких как delay/reverb, delay/chorus или EQ/flanger. Странно, что при всех своих впечатляющих возможностях S 3 rhythm workstation не пользовался особым успехом. Возможно, отчасти это можно объяснить тем, что это довольно непростой в обращении прибор (стоит только заметить, что его “руководство пользователя” содержит целых четыре страницы перечислений возможных “error messages”).
В 1991 году компания Korg, не желающая просто почивать на лаврах огромного успеха синтезатора М 1, выпускает его “наследника” – синтезатор 01/W, который вскоре также завоевал заслуженную популярность у музыкантов. Этот синтезатор можно назвать “главой номер два” в истории “рабочих станций” Korg, истории, которая затем продолжилась синтезаторами серий Triton и Oasys. Существует легенда, которая поясняет происхождение странного названия синтезатора: оказывается, его намеревались вполне логично назвать M 10, однако художник-график, работавший в Korg, истинный японец, не знавший даже букв латинского алфавита, прочитал это название “вверх тормашками”, в результате чего и вышло 01 W. Правда это или нет, однако 01/W – это, по сути, новая версия М 1, с расширенным звуковым генератором, получившим название ” AI2 (AI “в квадрате”)”, и использующий один звуковой чип (в М 1 их три), что, соответственно, благоприятно сказалось на цене синтезатора. А 1 “в квадрате” идентичен А 1, но только с удвоенной полифонией, удвоенным количеством треков во встроенном секвенсоре, расширенными эффектами (два эффект-процессора. всего 47 цифровых эффекта). Его “изюминкой” является наличие функции “waveshaping”, позволяюшей исполнителю менять, или искажать звуковые формы исходных сэмплов, добавляя таким образом гармоники и создавая совершенно новые тембры. Правда, надо заметить, что большинство результатов использования 60-ти опций “вэйвшейпинга” будут не очень музыкальными по своему звучанию, однако тут уж все зависит от интуиции и терпения самого музыканта. А среди знаменитостей, игравших на Korg 01/W, значатся Keith Emerson, Phil Collins, Jan Hammer, Vangelis, Jean Michel Jarre, Rick Wakeman, Peter Gabriel.
Само собой разумеется, компания продолжила плодотворно работать и на стезе синтезаторов серии Wavestation. В число встроенных звуковых форм были добавлены сэмплы акустического пиано и барабанов, а также несколько новых алгоритмов работы блока мульти-эффеков, и так на свет появился новый синтезатор, Wavestation EX. А затем появилась его модульная рэковая версия, Wavestation A/D, у которого имеется своя важная “фишка” – наличие аналогового стерео-входа, позовляющего подключать и обрабатывать любой внешний источник звука, превращая модуль в довольно мощный вокодер или процессор эффектов. Wavestation A/D использовали Orbital, Depeche Mode, and The Future Sound of London.
В 1992 году фирма продолжила совершенствование технических идей, заложенных в синтезатор М 1. Взамен морально устаревшим синтезаторам Т 2 и Т 1 были выпущены новые инструменты “для серьезных музыкантов”: 76-нотный синтезатор 01/W Pro и 88-нотный 01/W Pro X, обладающий взвешенной клавиатурой фортепианного типа и массивным корпусом с большой деревянной верхней панелью. А также бюджетная версия в виде рэкового моlуля под названием 03R/W, с меньшим набором пресетов и “урезанной” полифонией.
В этом же году компания решила испытать свои возможности в совершенно новой для себя области профессиональной цифровой звукозаписи, выпустив в свет Soundlink – восьмидорожечный цифровой рекордер и автоматизированный микшер в одном корпусе. Soundlink вполне успешно мог бы конкурировать с куда более дорогостоящими приборами других фирм, однако, как уже было сказано, в этой области Korg явно не доставало опыта и всемирного признания, не говоря уже о таких сугубо приземленных материях, как отлаженная дистрибьютерская сеть, “заточенная” именно под такого рода продукцию. В общем, Soundlink потерпел незаслуженный коммерческий провал, было продано буквально несколько десятков экземпляров (кстати, например, в Англии прибор стоил тогда более 20,000). Когда Роба Кастла (Rob Castle), управляющего делами британского подразделения Korg, спросили о том, как была допущена столь масштабная ошибка, он ответил так: “Soundlink был своего рода экспериментом. Компания Korg знаменита тем, что она никогда не ограничивается протоптанными дорогами, что у нас есть смелость для того, чтобы постоянно пробовать что-то новое. Сейчас понятно, что японской штаб-квартире фирмы следовало нанять кого-то для того, чтобы они работали именно над этим конкретным сегментом музыкального рынка. Здесь, в Англии, этим занимался парень по имени Марк Лоуренсон, но в мировом масштабе Soundlink не был воспринят достаточно серьезно. Они не понимали тогда, что невозможно заниматься продажей цифровых портастудий с помощью дилеров, занимающихся продажей синтезаторов“.
В этом же году увидел свет последний представитель серии Wavestation, рековый звуковой модуль Wavestation SR, адресованный прежде всего тем музыкантам, которые не склонны тратить свою творческую энергию на кропотливый процесс программирования собственных тембров. Для этого, во-первых, Wavestation SR обладал наибольшим объемом памяти среди всех представителей своего “семейства”, и в нем можно найти подходящий пресет, что называется, на любой (или почти на любой) случай. Во-вторых, будучи помещенным в столь компактный корпус, Wavestation SR неизбежно является самым труднопрограммируемым из всех синтезаторов данной серии. Практически заниматься этим делом без компьютера и специального программного редактора не стоит даже и начинать – и большинство музыкантов этим и не озадачивались, ибо Wavestation SR действительно содержит самую полную библиотеку пресетов данной линейки синтезаторов. А использовали его Orbital, The Future Sound of London, Gary Numan, Genesis и другие музыканты.
Надо констатировать, увы, тот грустный и труднообъяснимый факт, что Korg больше никогда не возвращался к технологии векторного синтеза и волновых секвенций, нашедших свое воплощения в синтезаторах Wavestation. Наверняка, если бы компания выпустила в свет 76-ти и 88-ми клавишные версии с расширенной полифонией и встроенными блоками мультиэффектов, они пользовались бы немалым спросом у музыкантов самых разных жанров. Однако этого почему-то не случилось.
В 1993 году Korg продолжил дальнейшую “эксплуатацию” AI и AI2 синтеза, что вообще очень “по-японски”: если фирме удалось найти формулу успеха, она (фирма) использует ее (формулу) по полной программе. Синтезатор X 3 и его рэковая версия X3R в общем-то не предложили музыкантам ничего принципиально нового. На Х 3 получаются отличные звуки струнного ансамбля и басы, зато теплые пространственные “подклады” – явно не самая сильная его сторона. Звучание Х 3 базируется на 6 МВ 16-ти битных мульти-сэмплов, с возможностью расширения с помощью внешних PCM-карт, которые, правда, в наше время весьма трудно найти. Большой плюс этого синтезатора (для того времени) – наличие довольно гибкого секвенсора, способного запомнить до 9-ти “песен” общим размеров в 10 тысяч нот. Korg Х 3 использовал Vangelis. Так же в 1993 году был выпущен компактный звуковой модуль 05R/W, основанный все на том же звуковом “движке”.
Более успешным стал другой инструмент того же года – i 3 – первая интерактивная аранжировочная рабочая станция с авто-аккомпанементом от Korg. До этого инструменты с авто-аккомпанементом считались достойными лишь домашнего “музыцирования на досуге”, профессиональные музыканты их всерьез не воспринимали. На этом рынке доминировали недорогие синтезаторы Casio и Yamaha. Korg i 3 заставил всех посмотреть на это дело по-новому. Поскольку система синтеза i 3 полностью позаимствована у синтезатора Х 3, его звучание никак нельзя назвать “любительским”. Инструмент предлагает 340 встроенных тембра, причем все они доступны для редактирования и дальнейшего сохранения. Секция авто-аккомпанемента содержит 48 готовых стилей, каждый из которых может воспроизводиться в 4-х вариациях. i 3 содержит и 18-ти дорожечный секвенсор, позаимствованный у самых “топовых” синтезаторов фирмы. Кроме того, в инструменте есть еще и так называемый “Backing Sequencer”, специально предназначенный для записи данных авто-аккомпанемента. Правда, в i 3 отсутствовали встроенные динамики и усилитель, которые вообще-то являются обязательной частью любого другого интерактивного синтезатора. Видимо, инженеры и дизайнеры Korg посчитали, что это было бы слишком наивно для столь серьезного инструмента и решили не приближать i 3 слишком близко к семейству “домашних синтезаторов”. Вообще, для репутации такой сугубо профессионально-ориентированной фирмы, как Korg, выпуск подобного синтезатора был весьма рискованным шагом, однако риск этот полностью оправдался, потому как i 3 сразу же оказался на самой вершине этого рынка. К тому же надо заметить, что наряду с традиционными скучными стилями аккомпанемента, танцевальные и “роковые” ритмы i 3 звучат очень качественно и “фирменно”. Сам же i 3 стал “прародителем” целой серии интерактивных синтезаторов, выпущенных Korg в последующие годы.
Однако, возможно, самой важной новостью 1993 года стало то, что благодаря огромному успеху синтезаторов, выпущенных фирмой в псоледние годы (в первую очередь, синтезатору М 1 и серии 01/W), у Цутамо Като теперь было достаточно денег, чтобы выкупить обратно долю своей фирмы у Yamaha. И он, разумеется, так и поступил.
1994 год стал предвестником начала новой эры в истории Korg. Потому как один из инструментов, выпущенных в этом году, стал одним из “провозвестников” совершенно нового метода цифрового синтеза звука. Однако собственно о нем расскажем чуть позже, вначале – о тех продуктах 1994 года, которые были только продолжением и развитием уже существующих технологий.
Синтезатор Х2 был не более чем 76-нотной версией Х3, а Х5 – более доступной по цене версией Х3, без встроенного секвенсора и флоппи-дисковода. Рабочая станция i 3 также получила свое продолжение в виде синтезатора i 2, с 76-ю клавишами.
Куда более интересной является G-серия гитарных педалей эффектов. Они изготовлялись по лицензии Korg на Тайване и по сей день выходят в свет под торговой маркой ToneWorks. Первые партии продуктов ToneWorks выпускались под патронажем американского подразделения Korg, и предназначались, соответственно, для рынка США. Названием “ToneWorks” компания Korg явно желала подчеркнуть разницу между ее основной продукцией – синтезаторами, и приборами, адресованными гитаристам. Педаль G1 distortion, процессор эффектов для акустической гитары G2, G3 multi-effects, а также басовый синтезатор G5 (подключаемый к бас-гитаре и генерирующий басовые волны пилообразной и квадратной форм методом распознавания нот, извлекаемых гитарой) были очень тепло встречены музыкантами. А наибольшего интереса заслуживает прибор под названием G4 Rotary Speaker Simulator, удивительно точно воспроизводящий звучание вращающегося репродуктора оригинального лампового кабинета фирмы Leslie. В G4 четыре ножных переключателя, включающих/выключающих эффект distortion, имитацию вращения, а также скорость (slow/fast и stop). Прибор способен сохранять до четырех индивидуальных пользовательских настроек. Имеются регуляторы для установки уровня сигнала на входе и выходе (у которых, кстати, стереофонические разъемы!). Несмотря на свою демократичную цену, этот небольшой аппарат выдает превосходные результаты. Даже если к нему подключить цифровой синтезатор и выбрать органный тембр, звучать он будет так, как старый добрый, покрытый почтенной пылью, орган Hammond C 3.
Однако, как уже было отмечено, главной новостью 1994 года стал не синтезатор и не процессор эффектов. Главная новинка появилась совсем с неожиданной стороны. Фирма Korg всегда отличалась некоторой – большей либо меньшей – самобытностью своих инструментов. Вот уже около десяти лет инженеры-разработчики из разных фирм занимались изучением нового метода синтеза звуков, получившего название Physical Modelling. Суть этого метода состоит в том, что цифровой инструмент не просто воспроизводит звуковые сэмплы из своей памяти, но и математически модулирует отклик инструмента на индивидуальную манеру игры музыканта, модулирует все тонкости звучания реальных или даже фантастических инструментов. Впервые Physical Modelling был использован фирмой Yamaha в синтезаторе VL1. А вот фирма Korg решила воплотить этот метод в виде перкуссионного модуля под названием Wavedrum. И это удалось настолько, что ни один человек, услышав, как он звучит в руках (вернее, под руками) хорошего исполнителя, не смог остаться равнодушным к удивительным звуковым способностям Wavedrum. Программная “начинка” этого инструмента была создана все теми же Дэйвом Смитом (Dave Smith) и Джоном Бауэном (John Bowen), которые создавали синтезаторы серии Wavestation и работали в исследовательском филиале Korg в калифорнийской Силиконовой Долине. Внешний вид Wavedrum был не менее удивителен. В музыкальных журналах того времени его не один раз сравнили с …деревянным туалетным сидением фирмы Knightsbridge, только с барабаном посередине. Эта конструкция помещается на прочной стойке-треножнике, с регулируемой высотой. По поверхности барабана можно ударять руками или палочками, выбирая любой из двухсот предлагаемых звуков (от традиционных ударных звуков до различных басов, колокольчиков, грома и перкуссионных секвенций). Звуковой окрас каждого тембра меняется частично или даже полностью в зависимости от того, с какой силой вы бьете по барабану, а также от того, куда именно вы бьете. Звучание можно даже заглушить, положив на рабочую поверхность ладонь, в общем, все происходит как у настоящих ударных инструментов. Рядом с ободом барабана расположены кнопки и ручки управления, с помощью которых можно выбирать тембры, настраивать звук по высоте, управлять громкостью линейного выхода и выхода на наушники (отдельно). Здесь же расположена крохотная (но такая иногда необходимая0 кнопка “reset”, нажать на которыу можно только с помощью иголки или зубочистки. Если же исполнитель захочет “углубиться” в процесс синтеза и редактирования звуков и использовать весь потенциал Wavedrum, то самый оптимальный вариант для него – подключить к модулю отдельный аппаратный контроллер, который называется RE1 Remote Editor. Только так все скрытые функции инструмента окажутся, что называется, “под рукой”, именно так можно создавать свои собственные уникальные тембры. Гнездо подключения контроллера находится на задней стороне модуля, здесь же имеются порт MIDI In, Out и Thru, два разъема выхода и разъем для подключения педали, на которую можно назначить любой параметр программы, а также разъем “Rim” для подключения специального металлического обода, который прикручивается болтами к барабану и реагирует на удары палочкой по нему. Это обод таит в себе еще один приятный сюрприз в виде гофрированной ленты, протянутой по его краям. Если провести по ней палочкой, получится звук “гуиро” – латиноамериканского шумового инструмента.
Вот только стоимость этого замечательного инструмента равнялась цене “полновесной” электронной ударной MIDI-установки, и в два-три раза выше цены недорогой акустической установки. Так что было продано не так много экземпляров Wavedrum, как он того заслуживал. Если бы компания Korg продолжила бы совершенствование Wavedrum, и выпустила бы его, скажем, в виде той же ударной установки, то это была бы, скорее всего, иная история. Фирма Korg уже не в первый раз проложила дорожку практического применения революционных технологий и абсолютно нелогично отошла в сторону, предоставив дальнейшее развитие этих технологий и освоение новых рынков своим конкурентам. Справедлвости ради отметим, что в наше время модуль Wavedrum переживает новую реинкарнацию, под названием Korg Wavedrum WD-X.
Внедрение самых передовых инноваций и коммерческий успех далеко не всегда шагают рука об руку. Однако компания Korg умеет добиваться и того, и другого (даже если широкое признание того или иного инструмента порой приходило лишь годы спустя). Свое поразительное “чутье” и свою оригинальность она сохранила и на протяжении 90-х годов, к середине которых компания вплотную занялась расширением возможностей применения технологии физического моделирования звука, а доведением до совершенства своих интерактивных рабочих станций.
К 1995 году фирма Yamaha, бывший совладелец Korg, завладела инициативой и выпустила в свет два замечательных синтезатора, работающих по принципу того самого физического моделирования – Yamaha VL1 и Yamaha VL7. Оркестровые пресеты этих синтезаторов особенно отличались поразительным реализмом звучания и исполнительской выразительностью (в чем, собственно, и заключается главное достоинство этой технологии). Korg, разумеется, тоже активно работал в этом направлении, однако, в отличии от Yamaha, чьи синтезаторы были адресованы самому широкому кругу музыкантов, Korg разрабатывал некую полу-секретную технологию, получившую название “OASYS” (Open Architecture Synthesis – синтез с открытой архитектурой). Слухи и легенды говорят о том, что самый первый синтезатор OASYS был сконструирован еще в 1992 году, однако похоже на то, что никто из посторонних его своими глазами не видел. И тем не менее именно в первой половине 90-х такой синтезатор действительно увидел свет, в одном единственном экземпляре. Причем даже своим внешним видом он разительно отличался от всех своих предшественников, ибо главенствующее место на его контрольной панели занимал большой дисплей, чувствительный к прикосновению пальцев, обеспечивающий доступ ко всем хитросплетениям звукогенерирующих систем (именно так – во множественном числе) синтезатора. Так, за пару лет до появления программных синтезаторов, фирма Korg создала инструмент, в который можно загружать все новые и новые алгоритмы создания звука. В принципе OASYS был способен поддерживать любое количество новых звукогенерирующих систем. Правда, учитывая объективные границы возможностей, ибо, как в любом приборе, у синтезатора OASYS, разумеется, также существует свой технический “потолок”. Как уже было сказано, первая модель синтезатора так и осталась в единственном экземпляре (причиной, видимо, явилось то, что его конечная цена, по подсчетам маркетологов компании, равнялась бы примерно 8-10 тысячам долларов), однако технологии, примененные в нем, позже были использованы в синтезаторах Prophecy, Trinity, Z1 и Triton.
Алгоритмы физического моделирования являются слишком сложными для того, чтобы обычный музыкант смог самостоятельно создавать звуки “с нуля”. Поэтому инженеры Korg создали свой алгоритм для каждого типа инструментов, будь это оркестровые звуки, органные, или имитации различных моделей аналоговых синтезаторов. Компания даже объявила, что технология OASYS позволяет задействовать несколько моделей инструментов одновременно, смешивая, к примеру, звуки оркестра и аналогового синтезатора. Но это было делом будущего, а пока компания занялась разработкой инструментов, основанных на отдельных “моделях”. Первые серийные синтезаторы, основанные на OASYS, увидели свет в 1995 году. Это были Prophecy и the Trinity.
Prophecy (“Пророчество” в переводе на русский язык) имитирует звучание аналогового синтезатора и справляется он с этим блестяще, став одним из основных инструментов современной техно (в самом широком смысле) музыки. Вдобавок к таким традиционным для аналогового синтезатора органам управления, как cutoff, resonance, генераторов огибающей (envelopes) и арпеджиатор, синтезатор Prophecy предлагает еще множество возможностей управлением параметрами звука, причем программирование инструмента проработано блестяще и является интуитивно понятным. Надо заметить, что “родство” Prophecy с аналоговыми синтезаторами заключается также и в том, что он является одноголосным инструментом. Его клавиатура (37 клавиш) обладает чувствительностью к скорости нажатия на клавиши и послекасанием (aftertouch). Слева от клавиатуры расположены колесо изменения высоты (pitch wheel) и колесо управления модуляцией (mod wheel), а также ribbon controller – ленточный контроллер, чувствительный к силе нажатия. Несмотря на то, что Prophecy призван прежде всего имитировать аналоговые синтезаторы, среди его пресетов есть и звуки акустических инструментов, что, разумеется, делает его более универсальным инструментом (правда, практически все музыканты, работающие в современных стилях, интересовались исключительно только его “аналоговыми” звуками). На открытие же всех не столь очевидных возможностей этого компактного синтезатора терпеливому музыканту может понадобиться не один месяц. Все эти широчайшие возможности вкупе с выразительным звучанием предлагались по цене в 1299$ (для сравнения – в то время Yamaha VL 1 продавался за 3995$). Prophecy совершенно заслуженно считается одним из самых ярких синтезаторов последнего десятилетия двадцатого века, его использовали Depeche Mode, Jean-Michael Jarre, Rick Wakeman, Prodigy, Radiohead, Pet Shop Boys, Joe Zawinul и многие-многие другие.
Практически одновременно с Prophecy был выпущен синтезатор Trinity (еще одно “священное” название, ибо “Trinity” в переводе на русский – “Троица”), который еще раз подтвердил и укрепил позиции Korg как ведущего производителя лучших в мире синтезаторов-рабочих станций. Trinity блестяще сочетает в себе замечательный цифровой звук (в 90-е годы это было еще реальностью), глубокие, но интуитивно понятные возможности программирования, возможности расширения звуковой палитры (например, можно использовать карточку со звуками того же Prophecy), а также великолепный дизайн. Память Trinity вмещает в себя 24 МВ звуковых сэмплов, с 357-ю пресетными мульти-сэмпловыми звуками и 258-ю пресетами ударных инструментов. Встроенный 16-дорожечный секвенсор вмещает до 60000 нот. Trinity обладает сенсорным дисплеем (вы изменяете параметры, просто проводя пальцем по экрану), что еще раз подчеркивает его родство с легендарным OASYS (и что впервые в истории было осуществлено в синтезаторе серийного производства), а также ленточным контроллером, как у Prophecy. Инструмент предлагает до 110-ти различных алгоритмов эффектов, сам блок эффектов состоит из двух общих и восьми индивидуальных (включаемых в разрыв), что также делало синтезатор абсолютно уникальным для своего времени. Клавиатура Trinity использует дорогостоящий механизм, разработанный фирмой Yamaha, она, разумеется, чувствительна обладает и velocity, и aftertouch. На Trinity играли Mike Oldfield, Kitaro, Rick Wakeman, Yes, Vangelis, A-Ha, Depeche Mode, Alphaville. Всего было выпущено пять версий инструмента: “классический” Trinity, о котором мы сейчас и рассказали; Trinity Plus, выпущенный в 1996 году (с уже установленной сольной одноголосной системой со звуками Prophecy); Trinity pro (то же самое. но уже с 76-ю клавишами); Trinity proX (88 клавиш, а также четырехдорожечная система записи на диск).
Чтобы рассказ о столь плодотворном для Korg 1995 годе был законченным, следует упомянуть и два далеко не столь эпохальных синтезатора. X5D, а также его рэковая версия X5DR, явились кульминацией семилетнего развития технологии AI-синтеза. При этом этот синтезатор является инструментом “начального уровня”, и поэтому такие элементы “роскоши”, как функция послекасания у клавиатуры, арпеджиатор и секвенсор, в нем отсутствуют. Пресетные звуки синтезатора представляют самую широкую палитру, от сложных “подкладов” и звуковых эффектов до звучаний фортепиано, органов и оркестра.
Технология AI2-синтеза стала для компании Korg на многие годы “курочкой-рябой”, несущей золотые яйца, и поэтому в 1996 году было выпущено две “рабочих станции” – N 364 и N 264, которые являются наследниками синтезаторов M1, 01/W и X3. Обе модели основаны на звуковом синтезе “AI2“, обе обладают 64-х голосной полифонией и 8 MВ звуковых сэмплов, составляющих основу для построения различных тембров. Ну и, разумеется, эти инструменты предлагали и совершенно новые возможности, среди которых прежде всего стоит отметить встроенный арпеджиатор ( работающий в 5 режимах) и батарейку, встроенную в плату памяти, которая сохраняет данные после полного отключения инструмента от сети. А также новую функцию, получившую название “RPPR”, или “Real-time Pattern Play”, котрая дает возможность записи паттернов и последующего их воспроизведения одной (любой) клавишей.
Как и предыдущие годы, год 1996-й отмечен достижениями в “побочных” направлениях деятельности компании. Среди таковых прежде всего хочется отметить мульти-эффект-процессор Pandora, ставший прародителем целого семейства процессоров, адресованных гитаристам. Первая версия Pandora предлагает 60 готовых эффектов, с возможностью одновременного использования до 4-х эффектов. Это очень компактный, недорогой, простой в использовании удобный прибор, который может работать от батареек. Впрочем, этот процессор вскоре был освоен и клавишниками, для обработки лидирующих синтезаторных партий.
В 1997 году был выпущен очередной “домашний” синтезатор-рабочая станция iX 300, обладающий, тем не менее, очень “профессиональным” внешним дизайном. Синтезатор обладает 61-нотной клавиатурой, полифонией в 32 голоса, 192 пресетными звуками (плюс 128 General MIDI) и 64 редактируемыми,а также 108 стилями автоаккомпанемента, причем аккомпанемент можно запускать с левой части клавиатуры, правой ее части или со всей клавиатуры. Из чисто исполнительских функций стоит отметить “Ensemble”, которая гармонизирует мелодию в соответствии с аккордами, исполняемыми левой рукой.
Также в 1997 году увидела свет новая версия уже известного нам процессора, Pandora PX2. От предыдущей версии PХ2 отличается наличием 32-х встроенных ритмических паттернов, предназначенных прежде всего для облегчения практических упражнений на гитаре. Также прибор имеет специальный входной разъем, позволяющий подключить к нему любое звуковоспроизводящее устройство (для того, чтобы иметь возможность сыграть “вместе” с легендами мировой рок-музыки), встроенные блоки ревеберации (Room и Hall) и, разумеется, весь набор традиционных модуляционных эффектов, от фейзера до хоруса и вибрато.
Самым же значительным творением korg 1997 года стал синтезатор Z 1, который и по сей день является, пожалуй, непревзойденным в своем классе. По сути Z 1 является полифонической (12-ти голосной) версией синтезатора Prophecy, обладающей потрясающе развитой и удобной системой программирования. Синтезатор имеет два резонансных фильтра, четыре модуляционных генератора низкой частоты, два блока эффектов, и посему предлагает почти безграничные возможности звукового творчества (здесь необходимо особо отметить, что, по заверениям музыкантов, знакомых с этим инструментом, его “заводские” пресеты дают представление лишь об очень незначительной части его возможностей. Так что звуки на Z 1 лучше “наруливать” самостоятельно). Кроме того, у Z 1 имеется X-Y сенсорный контроллер, фактически выполняющий роль джойстика, и ленточный контроллер, напрямую унаследованный от Prophecy. 61-нотная клавиатура синтезатора обладает чувствительностью к нажатию (velocity) и послекасанием (aftertouch). Встроенный арпеджиатор обладает полной полифонией (то есть задействована может быть вся клавиатура). Кроме тембров, имитирующих аналоговые синтезаторы, в Z 1 имеются звуки органа Hammond и электропиано. Korg Z 1 использовали такие музыканты, как Gary Numan, Orbital, KMFDM. К сожалению, этот синтезатор не был выпущен ни в виде звукового модуля, ни в виде профессиональной 88-нотной версии. Была выпущена лишь одна встраиваемая карта, позволяющая расширить полифонию инструмента до 18-ти голосов. Многие музыканты, приобретавшие Z 1, писали в адрес фирмы письма с упреками в том, что в синтезаторе имеются готовые пресеты “живых” инструментов, например, духовых и струнных. Дело в том, что последние годы 20-го столетия отмечены небывалом возвращением интереса к звучанию старых аналоговых синтезаторов, и поэтому многие вполне справедливо сочли, что “акустические” пресеты в Z 1 являются абсолютно лишними и ненужными. По этой причине, или по какой-либо другой, но так или иначе компания Korg с тех пор больше не выпускала синтезаторов с физическим моделированием акустических инструментов. Z 1 оказался последним в своем роде.
В следующем, 1998 году, Korg, словно все еще переводя дыхание после выдающихся достижений прошлых лет, продолжает развивать уже давно существующие технологии. Синтезатор Trinity V3, например, является “продолжением” все того же Z 1, с блоком эффектов, унаследованном как раз-таки от синтезаторов семейства Trinity, и с 38-ю голосной полифонией. А вот звуковой модуль TR-Rack является рэковой версией Trinity. Синтезаторы N1 (88 клавиш) и N5 (61 клавиша) содержат 1169 одиночных пресетных программ и 302 комбинированные (каждая может содержать до восьми одиночных), а также 37 пресетных барабанных установок; 100 одиночных и 100 комбинированных пользовательских программ, две пользовательские барабанные установки. Оба синтезатора обладают жидкокристаллическим дисплеем с подсветкой, причем цвет дисплея можно переключать между зеленым и янтарным.
Также в этом году было выпущено три новых интерактивных синтезатора с автоаккомпанементом, i30, iS40 и iS50. Среди них наибольший интерес представляет i30, обладающий сенсорным дисплеем, унаследованном от серии Trinity, а также возможностью установки гигабайтного жесткого диска для хранения звуков, секвенций и аккомпанементов. В общем, назвать i30 сугубо “домашним”, типа Casio, синтезатором было бы как-то даже кощунственно.




Семейство грув-машин Electribe в 2000 году пополнилось сэмплером S ES1, который предназначен прежде всего для “живых” выступлений. Поэтому главное преимущество этого прибора – это наличие мощных и даже агрессивных алгоритмов обработки звука, позволяющих менять в режиме реального времени исходный звуковой фрагмент вплоть до неузнаваемости. Всего Electribe-S ES1 содержит 11 типов эффектов: (reverb, flanger/chorus, phaser, ring modulator, pitch shifter, compressor, distortion, decimator, isolator, resonant filter, wah), а также Delay. Фунция “Time Slice Function” позволяет “подогнать” звучание сэмпла под необходимый темп, а фунция “Motion Sequence” позволяет сохранять в памяти “движения” всех регуляторов эффектов или фильтра. Этот сэмплер использовали The Prodigy, Crystal Distortion, The Crystal Method, Chemical Brothers, Mouse On Mars и другие.
В этом же году вышел в свет электроорган CX 3, являющийся цифровой реинкарнацией электромеханического органа с тем же названием, который фирма Korg выпустила в 1979 году. Для участия в разработке нового инструмента был даже приглашён Джордж Клаус (George Klause), специалист по органам, работавший с командой KORG при создании первого CX-3. Звучание классического электрооргана возрождёно благодаря использованию новейших DSP-технологий и настолько тонких и точных алгоритмов моделирования, что в некоторых пресетах можно услышать даже характерный “шум” механических деталей оригинального инструмента. Органист и клавишник Том Костер (Tom Coster), который долгое время работал с с Карлосом Сантаной (Carlos Santana), отозвался о новом инструменте так: “Как я и ожидал, звучание инструмента воспроизведено с высочайшей степенью достоверности; кроме того, благодаря этому инструменту я смог получить звуки, которые недоступны на других современных клонах электроорганов.” А Кейт Эмерсон (Keith Emerson), который использовал сразу два органа CX-3, отзывался о нем так: “Я очень полюбил его. Я был несколько скептически настроен, когда узнал о его создании, поскольку в прошлом подобные попытки не были бы успешными. Я долго пытался сэмплировать мой собственный Hammond. Все было хорошо, но чего-то не хватало. CX-3,конечно, отличается от Hammond, но я очень доволен им. Кое-что я неплохо уловил, это, в основном, тембр, пространство и тонкие ощущения, отсутствующие в Hammond B3. И, с другой стороны, гастролирующие исполнители признали его, поскольку его вес необычайно мал!“.
Орган CX-3 располагает 128 программными ячейками, из которых 64 заняты заводскими пресетами, которые охватывают все возможные варианты применения звучания электроограна в различных стилях и направлениях современной музыки. Инструмент снабжён двумя наборами регуляторов регистров (по 9 регуляторов в каждом). Клавиатура органа может быть разделена на две части. При этом один из наборов регуляторов будет определять тембр звучания в одной зоне клавиатуры, а второй набор, соответственно, в другой зоне. Само собой разумеется, инструмент этот стоит больших денег, однако надо заметить, что он вовсе и не был создан для того, чтобы продаваться десятками тысяч экземпляров.
Самым же “знаковым” продуктом 2000 года является, пожалуй, синтезатор и вокодер MS 2000, ставшим новым, аналого-моделирующим продолжением таких классических синтезаторов Korg, как MS20, MS50, VC10 Vocoder и SQ10 Sequencer. Только вместо прежних реальных кабелей и разъемов MS 2000 обладает так называемым режимом Virtual Patch, позволяющим направлять звуковой сигнал через различные секции инструмента с помощью информации, отображающейся на жидкокристаллическом дисплее. Также синтезатор предлагает такие новые возможности, как чувствительность к скорости нажатия на клавиши (velocity), эквалайзер, двойную секцию эффектов, арпеджиатор и, конечно, современный MIDI-интерфейс.

В 2011 году, компания кардинально изменила внешний вид музыкальных рабочих станций, существенно скорректировав свойства и функции аппаратной части инструмента и, опережая требования современного исполнителя, представила музыкальную станцию Kronos.
Mark Paradeigma (По материалам сайтов korg.com , fingus.ru)