1916 год. Владимир Баранов — Изобретение светомузыкального пианино
В сегодняшней статье речь пойдёт о изобретателе и художнике Владимире Баранове-Россине (Wladimir Baranoff-Rossine). Он прожил очень интересную жизнь – его изобретение «оптофон» стало прототипом любых мультимедийных приборов, его пятнистая композиция стала называться «камуфляж» и была использована в военной форме во всех армиях мира.
Родился Владимир Баранов в 1887 году на Украине в городе Херсон. Получив хорошее художественное образование, работал учителем изобразительного искусства и черчения. В 1908 году поступил в петербургскую Академию художеств, но из-за прогулов был отчислен. Под натиском авангардных идей переехал в Париж – центр современного мирового искусства, куда для обмена опытом съезжались как молодые , так и опытные художники. В Париже действовало много творческих объединений и мастерских, поэтому Владимир Баранов влился в одно из них. Это был «Улей», где его соседями были знаменитые художники: Марк Шагал, Амедео Модильяни, Александр Архипенко, Осип Цадкин и многие. Именно здесь к нему пришли мысли о совмещении живописи и музыки, мысли о конвертации движения музыкальных ритмов в основные цвета спектра.
«Художники давно мечтали визуализировать музыку» (Владимир Баранов-Россине)
За вдохновением решено было отправиться в Норвегию. Там, углублённо изучив проблемы синтеза музыки и цвета, в 1916 году появился первый результат – фортепианная клавиатура, работающая вместе со специальным объективом-проектором. Так началось конструирование Оптофона (Optiphonique) – первого светомузыкального инструмента, в котором каждая клавиша соответствует как определённому звуку, так и цвету. Прибор мог создавать невероятные вещи – при игре на клавиатуре звуки акустического фортепиано, генерировались в пучок разноцветного света и с помощью простого механического движущегося диска свет проецировался на стены или потолок. Диск были отражающими и раскрашенными в разные цвета, а световой поток считывался электрическим фотоэлементом. В результате, свет проходил через «фильтры», и проецировался на поверхность в виде калейдоскопического светового шоу. Звук же, создавая колебания, задавал скорость вращение диска (соответственно – цвет) и темп. В целом, все смотрелось очень синхронно и органично.
Своё изобретение Баранов-Россине использовал на выставках. Это был самый передовой перфоманс для того времени. Можно с уверенностью назвать игру на оптофоне прототипом многих современных мультимедийных инсталляций и музыкальных выступлений с использованием визуальных эффектов (например, DVJ вертушки, работающих в паре с проектором).
После Февральской революции Баранов-Россине возвращается в Россию, преподает в Петроградских художественных мастерских и организовывает для себя несколько концертов и выставок. На мероприятиях, которые, кстати, состоялись как в Москве, так и в Петрограде были сыграны произведения Грига, Рахманинова, Шуберта и Вагнера. Публика очень полюбила это “очень странное” пианино. Амбициозно настроенный Владимир уезжает во Францию с идеей создания новой установки, которая позволит проецировать световой поток на облака и дым.
Работа шла с поистине масштабным размахом: был сконструирован «хромотрон» – проекционное устройство, проведена модернизация инструмента, организована Оптофоническая академия, появились первые последователи и ученики. Собственное творчество тоже нашло признание – картины стали расходится по частным и государственным коллекциям.
Ничего не предвещало трагедию, которая коренным образом изменит судьбу не только Баранова-Россине, но и миллионов других людей. В сентябре 1939 года началась Вторая мировая война. Франция объявляет войну Третьему Рейху, но спустя полгода становится полностью оккупирована. В ответ на массовое бегство евреев из страны, Баранов-Россине сообщил, что не боится фашистов и не собирается куда-либо уезжать из Парижа. В ноябре 1943 года художник был арестован гестапо и депортирован в Германию. Баранов-Россине погиб в нацистском концлагере Аушвиц в январе 1944 года.
Марк Шишлёв