1916 год. Владимир Баранов — Изобретение светомузыкального  пианино

В  сегодняшней статье  речь  пойдёт  о изобретателе и художнике Владимире Баранове-Россине  (Wladimir Baranoff-Rossine). Он  прожил  очень  интересную   жизнь – его  изобретение «оптофон»  стало  прототипом  любых мультимедийных  приборов,  его  пятнистая композиция  стала называться «камуфляж» и была  использована в военной форме во всех армиях мира. 

Родился Владимир Баранов  в 1887 году на Украине в городе Херсон.  Получив  хорошее художественное образование, работал учителем изобразительного искусства и черчения. В 1908 году поступил в петербургскую Академию художеств, но из-за прогулов был отчислен. Под натиском  авангардных  идей переехал в Париж – центр  современного мирового искусства, куда  для  обмена опытом  съезжались  как  молодые , так  и  опытные  художники. В Париже действовало много творческих объединений и мастерских,  поэтому Владимир Баранов   влился в одно из них. Это был «Улей»,  где его соседями были знаменитые художники: Марк Шагал, Амедео Модильяни, Александр Архипенко, Осип Цадкин  и многие. Именно здесь к нему пришли мысли о совмещении живописи и музыки, мысли о конвертации движения музыкальных ритмов в основные цвета спектра.

«Художники  давно мечтали визуализировать  музыку» (Владимир Баранов-Россине)

За вдохновением решено было отправиться в Норвегию. Там, углублённо изучив проблемы синтеза музыки и цвета, в 1916 году появился первый результат –  фортепианная клавиатура, работающая вместе со специальным объективом-проектором.  Так  началось  конструирование  Оптофона (Optiphonique) – первого светомузыкального инструмента, в котором каждая клавиша соответствует как определённому звуку, так и цвету. Прибор мог создавать  невероятные вещи –  при игре на  клавиатуре звуки акустического фортепиано, генерировались в пучок разноцветного света и с помощью простого механического  движущегося  диска  свет проецировался на стены или потолок.  Диск были отражающими и раскрашенными в разные цвета, а световой поток считывался электрическим фотоэлементом. В результате, свет проходил через «фильтры», и  проецировался на поверхность в виде калейдоскопического светового шоу.  Звук же, создавая колебания, задавал скорость вращение диска (соответственно – цвет) и темп.  В целом, все смотрелось очень  синхронно и органично.

Своё изобретение Баранов-Россине использовал на выставках. Это был  самый передовой  перфоманс для того времени. Можно с уверенностью назвать  игру на  оптофоне  прототипом многих современных мультимедийных инсталляций и музыкальных выступлений с использованием визуальных эффектов (например, DVJ вертушки, работающих в паре с проектором).

После Февральской революции  Баранов-Россине  возвращается в Россию, преподает в Петроградских художественных мастерских и организовывает для себя  несколько концертов и выставок. На  мероприятиях, которые, кстати, состоялись как в Москве, так и в Петрограде  были  сыграны  произведения Грига, Рахманинова, Шуберта и Вагнера.  Публика очень полюбила это “очень странное”  пианино. Амбициозно настроенный Владимир уезжает во Францию с идеей создания новой установки, которая позволит проецировать световой поток  на  облака и дым.

Работа шла с поистине масштабным размахом: был сконструирован «хромотрон» – проекционное устройство, проведена модернизация инструмента, организована  Оптофоническая академия, появились первые последователи и ученики. Собственное творчество тоже нашло признание –  картины стали расходится по частным и государственным коллекциям.

 

Ничего не предвещало трагедию, которая коренным образом  изменит  судьбу не только Баранова-Россине, но и миллионов других людей. В сентябре 1939 года началась Вторая мировая война. Франция объявляет войну Третьему Рейху, но  спустя полгода становится  полностью  оккупирована. В ответ на  массовое бегство евреев из страны, Баранов-Россине сообщил, что не боится фашистов  и не собирается куда-либо уезжать из Парижа. В ноябре 1943 года художник был арестован гестапо и депортирован в Германию.  Баранов-Россине погиб в нацистском концлагере Аушвиц в январе 1944 года.

Марк Шишлёв