1969 год – Том Оберхейм – Зарождение американских полифонических синтезаторов
Oberheim – американская компания, основанная в 1973 году Томом Оберхеймом. Всё началось в 1956 году, когда юный Том переехал в Лос-Анжелес. Для получения необходимого опыта и знаний поступил в Калифорнийский Университет и устроился стажёром в компьютерную компанию NCR. В университете он начал собирать первые модуляторы для своих друзей-клавишников. В 1969 году собрав 6 000 $ открыл свою компанию, и выпустил первые инструменты под торговой маркой Maestro. В 1970 году на экраны кинотеатров вышел фантастический боевик “Под Планетой Обезьян” (Beneath The Planet Of The Apes), саундтрек которого был наполнен необычными электронными звуками, сделанными при помощи небольшого прибора – ринг-модулятора. Этот ринг-модуляторы стал очень популярным, причем первыми к необычному звуку приобщились джазовые исполнители – Чик Кореа, Херби Хэнкок, Дон Эллис, Ян Хаммер.
Оберхейм рассказывает о тех временах так: “Это была бы невероятная скучная рутина, если бы все заключалось бы лишь в сборке приборов. Но когда ты занимаешься этим делом, и тебе звонят такие люди, как Херби Хэнкок или Ян Хаммер, и говорят тебе: “Том, мы полюбили твой фэйзер!”, тогда ты получаешь заряд энергии на все двадцать четыре часа“.
В 1971 году Оберхейм посетил выставку музыкального оборудования NAMM, и особенное его внимание привлек павильон компании ARP, где были выставлены модульные синтезаторы ARP 2500 и ARP 2600. Том подошел к Алану Перлману и предложил ему свои услуги в качестве официального дилера ARP в Лос-Анжелесе. В результате на протяжении последующих двух лет именно Оберхейм был официальным дилером компании ARP. “Я начал продавать 2600-е тем же людям, с которыми я познакомился, когда продавал им свои ринг-модуляторы. Я звонил им и говорил: “Эй, могу предложить синтезатор!” “А что такое синтезатор?” Тогда я закреплял его в прицепе своей машины и ехал к этим людям, – рассказывает Том.
В 1973 году Том Оберхейм разработал секвенсор DS-2, который мог запомнить и воспроизвести 144 ноты. Музыкант мог полностью контролировать и управлять игрой на секвенсоре и подключать его к синтезаторам ARP. Также он разработал недорогой и компактный одноголосный модуль, получивший название “Synthesizer Expander Module” (сокращённо SEM). В 1975 года из этого модуля родилось два инструмента: “Two Voice” “Four Voice” , которые были одними из первых полифонических синтезаторов, использовавшие индивидуальные аналоговые генераторы для каждого голоса. В этом Тому помог разработчик и основатель компании E-Mu – Дэйв Россум.
В 1977 году появился программируемый синтезатор ОВ-1. Инструмент содержал восемь ячеек памяти и позволял полностью программировать работу фильтра (резонанс, модуляцию, громкость звучания конкретного пресета). В нём было два генератора огибающей, а также все функции двух аналоговых генераторов, включая форму звуковой волны и модуляцию. Кроме возможности программирования, синтезатор интересными особенностями: была реализована возможность плавно преобразовывать пилообразную волну в синусоидальную, в корпусе был переключатель “крутизны” среза фильтра (2-pole и 4-pole).
Все эти особенности позволили превратить синтезатор ОВ-1 в инструмент исключительной музыкальной гибкости и выразительности, завоевавшим любовь и признание многих поколений музыкантов. Синтезатор ОВ-1 стал “отцом” будущей серии легендарных полифонических синтезаторов Oberheim, выпускавшиеся вплоть до 1985 года. Самые заметные модели: OB-X – один из первых в мире полностью программируемых полифонических синтезаторов, OB-SX – пресетный синтезатор, содержащий 48 готовых патчей, OB-Xa – с возможностью разделения клавиатуры на две части и наложения двух звуков, OB-8 – имеющий 120 патчей памяти и MIDI-интерфейс. Также, в 1980 году был выпущен полифонический цифровой секвенсор (DSX) и драм-машина DMX. Данные инструменты особенно полюбили музыканты «новой волны» и хип-хоп группы, такие как New Order, The Police, The Cure, Run-D.M.C и многие другие. В 1985 году компания Oberheim была куплена Gibson Guitar Corporation. Том ушёл из компании и подал в суд на своего адвоката, обвиняя его в халатности. Основав новую компанию Marion Systems, Том занялся сборкой аудио интерфейсов (подразделение называлось SeaSound) и техническими консультациями для компаний Roland и Akai. Сейчас Том живёт тем, что собирает в ручную свои старые синтезаторы под заказ и встречается каждую неделю в кафе Беркли со своими друзьями, компанию которых он в шутку называет «общество мёртвых президентов». Название, кстати, получилось из-за того, что все эти люди когда-то были президентами и основателями своих компаний и корпораций. Это уже знакомые нам Дональд Бучла, Джон Чоунинг, Джон Лазаро, Роджер Линн, Макс Мэтьюз, Дэйв Смит и Дэвид Вессель.
Послушать звуки синтезаторов Oberheim
Mark Paradeigma