1974 год – Серж Черепнин – Модульный синтезатор имени себя

Сергей Черепнин (Serge Tcherepnin) – композитор и разработчик синтезаторов, русско-китайского происхождения (его отец – композитор Александр Черепнин, мать – пианистка Ли Хсен Минг), родился в 1941 году. Будучи самоучкой в радиоэлектронике, Серж увлёкся электронной музыкой ещё в юности, записывая на ленточный магнитофон разные источники шума.

С 1958 по 1963 учился в Гарвардском университете, с 1966 по 1968 работал в студии электронной музыки Кельна Hochschule für Musik, где изучил одновременно и музыкальную теорию, и физику. После стал преподавать композицию в Калифорнийском Институте искусств. В институте имелось  несколько студий, оборудованных модульными синтезаторами Buchla. Поскольку инструменты эти были чрезвычайно дорогостоящими доступ к инструментам имел очень ограниченный круг людей. Для того, чтобы попасть в этот круг, нужно быть широко признанным композитором или иметь приглашение от изобретателей или владельца инструмента. Поразмышляв над этой ситуацией, Серж и двое его студентов – Рич Гольд и Рэнди Коэн решили, что самый оптимальный путь – собрать собственный синтезатор.

Первые модули были разработаны и собраны в доме Черепнина. Затем об этой идее узнали в университете, и преподаватели решили помочь, разрешив занять одну из комнат университета, для студентов были организованы специальные условия – сейчас их называют  краудфандингом – все  желающие могли  помочь  разработке синтезатора, на старте вложив в него 700 долларов и по итогам стать обладателем первых экземпляров модульной системы , что называется “со скидкой”.  В это же время он познакомился с Малькольмом Сэсилом и Робертом Маргулеффом, которые в 1971 году собирали свой «T.O.N.T.O.». Серж принял участие в конструировании этого синтезатора размером с комнату. Обмен опытом позволил ему подойти к своему изобретению с практической стороны (именно поэтому к синтезатору изобретённому Сержем есть дополнительная стойка для перевозки всех модулей) и также начать серьёзно  обдумывать мысль  бросить преподавательскую  деятельность. Первые построенные  экземпляры были названы Serge Modular и появились они в 1974 году. После Черепнин решил открыть собственную компанию по производству музыкальных инструментов.

Слушаю ли Я новую поп-музыку или новые произведения в жанре классической музыки – не имеет значения, мне нравится и то, и то. Сейчас мой главный интерес – создание новых звуков и оборудования для производства новых звуков. Я представляю себе композитора в его личной студии, где он имеет возможность реализовывать свои фантазии и заниматься своего рода “звуковой живописью”. На мой взгляд, конечная цель эволюции электронной музыки заключается в том, чтобы музыкант обрёл возможность всё делать самому. Это самый важный аспект, который электроника привнесла в музыку. Композитор обладает абсолютным контролем над всеми стадиями – от момента возникновения замысла до записи (из интервью журналу Synapse, 1976).

Компания Serge Modular Music Systems открылась в 1975-ом году на западном авеню в Голливуде. Предприятие держалось в большей степени на энтузиазме и подлинной любви к музыке и новым звукам, нежели на умении вести большой бизнес и извлекать прибыль. Эти синтезаторы были известны своей гибкостью, качеством звука и относительная компактность. Инструмент представлял из себя  несколько синтезаторных модулей , соединенных между собой, несколько генераторов и фильтров, а также отдельный блок, включающий в себя аналоговый дилей, частотную модуляцию, 16-шаговый секвенсор и сенсорную клавиатуру.

 

В 1986 году коммерческие дела у компании стали настолько плохи, что Серж занялся консультированием различных проектов других производителей. В тот же годы было принято решение продать все принципиальные схемы  своему Рекс Проубу, который затем основал компанию Sound Transform Systems, выпускающую модульные синтезаторы Serge по сей день. (на сайте можно приобрети как полный комплект синтезатора , так  и дополнительные приборы – эквалайзер или микшерный пульт). Сам же Черепнин уехал в Париж и начал писать музыку (в том числе и электронную) для камерного ансамбля и записывать её на магнитофон.

Послушать звуки синтезатора Serge Modular

Mark Paradeigma  (использованы материалы Википедии и сайта serge-fans.com)