1962 год – Цутому Като – История компании Korg

Слушать примеры звучания инструментов Korg Вконтакте

Биография Цутому Като (Tsutomu Katoh), человека, прямо скажем, не самого открытого,  полна тайн. Известно, что во время Второй Мировой войны он проходил военную подготовку на одной из подводных лодок Японского Императорского Флота. Сразу после окончания войны, в возрасте около 20-ти лет, Като переехал в Токио и стал работать в железнодорожной компании Odakyu.  О последующих 15 годах его жизни неизвестно почти ничего. В 1960 году он стал владельцем ночного клуба, а также магазина музыкальных инструментов под названием “Sound Box“. Для выступлений в своем клубе Като задействовал наиболее известных в тогдашнем Токио музыкантов, среди которых оказался аккордеонист (и дипломированный инженер по совместительству) Тадаши Осанай (Tadashi Osanai). Осанай играл в клубе на своем аккордеоне в сопровождении американской электронной ритм-машинки Wurlitzer Sideman, которая, однако, не удовлетворяла его ни по звуку, ни по возможностям. Тогда Осанай решил сконструировать собственную ритм-машину,  и за финансовой поддержкой он обратился к Цутому Като. Так и вышло, что в 1962 году Като взял в аренду небольшой заводской цех  в одном из центральных районов Токио, а Осанай и несколько нанятых помощников стали там работать. Недалеко от арендованного цеха пролегала железнодорожная линия, носившая название Keio. В честь этого Като назвал свою новую фирму “Keio Electronic Laboratories“. В 1963 году предприятие успешно выпустило свой первый продукт — электромеханическую драм-машину Donca matic DA-20 (ее официальное название – Keio Gijyutu Kenkyujo DA20 DoncaMatic Disk Rotary Electric Auto Rhythm Machine).  По легенде, название произошло от того, как на слух японца звучат ударные звуки: “Дон-ка, дон-ка”. Так же, как и Wurlitzer Sideman, Donca matic представляла из себя электро-мехагическое устройство на основе вращающегося диска. Поскольку это была первая ритм-машинка, сделанная в Японии, успех ей был обеспечен. Тадаши Осанай и команда приступили к разработке улучшенных моделей DoncaMatic, некоторые из которых снабжались встроенным усилителем и динамиком. Одна из моделей была очень компактной, в металлическом корпусе, и, по всей видимости, предназначалась скорее гитаристам, нежели органистам. В 1966 году и позже компания выпускает драм-машины DoncaMatics DE20, а также MP5 и MP7 “Mini Pops”, которые, возможно, стали первыми в мире драм-машинами, отличающимися высокой надежностью.
Korg Prototype 1 Во второй половине 60-х музыкальный мир охватил интерес к электронным музыкальным инструментам и к новым видам звукового синтеза вообще. В 1967 году инженер по имени  Фумио Миеда (Fumio Mieda) встретился с Като и попросил его о поддержке в деле создания электронного органа, предназначенного для самого широкого круга пользователей. Впечатленный созидательным энтузиазмом Миеды, Като согласился поддержать его деньгами. Спустя 18 месяцев Миеда предоставил первый образец органа, который оказался не совсем обычным электроорганом, так как обладал возможностями программирования звука (так же, как звуковые осцилляторы в синтезаторах). Инструмент получил название “Prototype I“.  Однако на протяжении последующих 12-ти месяцев компания продолжала выпускать ритм-машины Mini Pops (модели “MP3″, ” MP20S” и “MP Junior”), которые продавались весьма неплохо. В 1970 году Фумио Миеда разработал двух-мануальный электроорган, включавший в себя ряд новых идей звукового синтеза и обладавший свои уникальным звучанием. Като пригласил нескольких известных музыкантов-клавишников послушать и оценить новый инструмент. Основываясь на отзывах и пожеланиях этих музыкантов, были разработаны принципы работы регуляторов инструмента. А поскольку все эти музыканты были именно органистами (мало кто в тогдашней Японии был знаком с синтезаторами), то эти регуляторы получили  весьма необычные названия: “singing level” и “percussion”. Это было первое в мире появление данных терминов на панели электромузыкального инструмента. Первое, однако далеко не последнее. Всего компания Keio Electronic произвела и продала около 50-ти экземпляров электроорганов, получивших название “KORGUE” (акроним от “Keio” и “Organ”).
Minikorg 700 Сам господин Цутому Като признает, что на протяжении первых десяти лет его компания не столько подсчитывала прибыль, сколько держалась “на плаву” благодаря его деньгам и упорству. В один прекрасный день некий выпускник музыкального училища поведал Като о том, что между его электроорганами и американским синтезатором Moog есть много схожего. Като сразу же осознал возможность качественного прорыва, открывающейся для его фирмы. Дело в том, что Keio Electronic Laboratories не могла конкурировать с крупными производителями электроорганов. Зато производителей синтезаторов в Японии тогда не было вообще. Так в 1973 году компания выпустила в свет свой первый  монофонический синтезатор Korg 700 (или  Minikorg), а в 1974 – его улучшенную версию, 700S.  Этот компактный инструмент оказался весьма необычным. Прежде всего он отличается нетрадиционными для синтезаторов всего мира названиями своих регуляторов. Например низко/высоко-частотный – “Traveler”. Положения осцилятора – “chorus I” и “chorus II”. Все кнопки и ручки в синтезаторе Minikorg расположены под клавиатурой, так как место сверху отведено для нотного пюпитра. Осцилятор Minikorg производит очень богатые,насыщенные звуки (треугольную, прямоугольную и пилообразную волны), а три положения ринг-модулятора позволяют “накрутить” и вовсе невообразимые тона. В модели 700S также есть отдельный генератор, производящий “белый” и “розовый” шум. Синтезатор Minikorg 700S предлагает также довольно необычную секцию эффектов: Portamento (замедленное скольжение от одного звука к другому), Repeat-delay (эхо), Auto-bend (автоматическое отклонение высоты звука), Vibrato и Chorus. К тому же Minikorg 700S обладает уже двумя осцилляторами. В общем, несмотря на компактные размеры и доступную цену, синтезаторы Minikorg 700 и Minikorg 700S обладали достаточно широкими возможностями. К тому же, в отличие от своих американских собратьев, они отличались высокой стабильностью осцилляторов и надежностью. Неспроста этот инструмент сразу же высоко оценил такой выдающийся человек, как Vangelis. Minikorg также использовали Kitaro, Human League, N-Trance, The Cure, Stevie Wonder, The Cars, ComaTeens.
Несмотря на то, что Minikorg 700S обладал столь впечатляющими возможностями, Цутому Като и его команда вовсе не собирались останавливаться на достигнутом. Уже в 1975 году компания начинает выпуск одного из самых могучих аналоговых монофоников в истории. Речь идет о синтезаторе Korg 800DV, или просто Maxi Korg.
800DV MaxiKorg был и остается по сей день одним из самых выразительных и гибких в своих возможностях синтезаторов. Секрет состоит в том, каким именно образом 800DV создает звук. По сути, этот синтезатор представляет из себя два синтезатора Korg 700S в одном корпусе, причем каждый из них – со своим набором регуляторов. Таким образом, на 800DV можно создать два независимых друг от друга тембра и затем играть ими одновременно. Конечно, 800DV в середине 70-х уже не являлся единственным в мире компактным дуофоническим (двуголосным) синтезатором. Однако подобные синтезаторы от других производителей имели только одну систему управления звуком, поэтому позволяли менять оба тембра исключительно только одновременно и одинаково.  И только в 800DV MaxiKorg оба тембра изменяются индивидуально. Только у него есть четыре фильтра (“Traveler”): два низко-частотных, два – высокочастотных. А также два генератора огибающей (“ENVELOPE GENERATOR”) с независимыми установками времени атаки, задержки и затухания для каждого голоса.  И, разумеется, MaxiKorg можно использовать и в качестве монофонического синтезатора, задействуя оба аналоговых осцилятора (VCO) на один голос. Все это позволяет создавать звуки, наиболее точно и явственно приближенные к желаемым, звуки как реалистичные, так и совершенно фантастические. Разумеется, у синтезатора, вышедшего в свет в 1975 году, не было ни функции памяти, ни тем более MIDI-интерфейса. Зато он обладает главным – потрясающим звуком. На 800DV играли и Vangelis, и Kitaro, и Soft Cell и многие другие.

Korg 900PS Другой синтезатор Korg, вышедший в том же 1975 году, был ответом компании на появление быстро завоевавших популярность пресетных синтезаторов от других производителей. То есть, этот синтезатор позволял мгновенно переключаться между предустановленными готовыми звуками (пресетами). Отсюда и название инструмента – Korg 900PS Preset Synthesizer. Причем количество пресетов в нем по тем годам было немалым – 29 (Timpani, Electric Bass, Synthe Bass, Piano, Harpsichord, Shamisen, Banjo, Mandolin, Xylophone, Tuba, Bassoon, Horn, Cello, Trombone, Saxophone, Voice, Clarinet, Accordion, Trumpet, Funky Trumpet, Synthe Trumpet, Oboe, Violin, Recorder, White Noise, Scale Noise, Harmonics I, Harmonics II, Harmonics III). В общем, звуки на любой вкус – от нежной скрипки до шума проходящего локомотива.  Синтезатор 900PS позволяет влиять на звук непосредственно во время нажатия на клавиши. Но здесь Korg опять пошел своей тропой. Вместо традиционной чувствительной к силе нажатия клавиатуры (“pressure-sensitive”) Korg 900PS снабжен абсолютно уникальной “фишкой” – прямо перед клавишами расположена металлическая “перекладина”(равная по длине 37-нотной клавиатуре) которая и реагирует на прикосновения пальцев исполнителя, включая и выключая такие эффекты. как “Vibrato”,” Repeat”, “Forte” и др. Кроме того, в синтезаторе есть функция добавления гармоник, как в электрооргане. Поскольку 900PS – синтезатор аналоговый, он, конечно, звучит гораздо насыщенней и теплее любой современной пресетной “самоиграйки”.
Korg Synthe-Bass Еще один синтезатор 1975 года – маленький, двухоктавный Korg Synthe-Bass, в корпусе-чемоданчике.  Один осциллятор, низкочастотный фильтр, управление атакой и затуханием звука – и больше ничего. Ничего, кроме главного – “жирного” и сочного звука, без чего и немыслим настоящий электронный бас.
И, наконец, еще одна разработка фирмы Korg 1975 года. Не синтезатор, но зато прибор, привлекший внимание к компании музыкантов всех музыкальных направлений. Речь идет о первом в мире портативном, питающимся от батареек, электронном тюнере WT-10. Впервые точная и оперативная настройка становилась доступной абсолютно всем музыкантам, освободившимся от вековой “тирании” камертонов. С 1975 года по сегодняшний день компания Korg продала более 20 миллионов тюнеров.
В 1976 году компания продолжила выпуск ритм-машин  Mini Pops, а также многочисленных ножных педалей эффектов. Был разработан и новый компактный синтезатор, Korg 770, в котором свое дальнейшее развитие получили идеи, заложенные в 700 и 700S. Однако Цутамо Като понимал, что пришло время сделать следующий качественный рывок. До сих пор синтезаторы Korg были только монофоническими. Но еще в 1974 году появился полифонический синтез и в свет вышли такие синтезаторы, как Yamaha GX1, Oberheim 4-Voice и Polymoog.  В 1976 стало очевидным, что и компания Korg, если она хочет быть воспринимаемой всерьез, должна пойти в этом же направлении. В те годы полифонические синтезаторы были весьма и весьма дорогостоящими инструментами. Правда, уже существовали и пользовались заслуженной популярностью полифонические стрингс-синтезаторы, однако у них не было универсальности и функциональной гибкости реального синтезатора. Компания Korg (а точнее, все еще Keio Electronic) решила просто перенести базовые принципы и управление монофонического синтезатора на полифонический. Таким образом были сконструированы два относительно доступных по цене полифонических синтезатора – PE 1000 и PE 2000.
Korg PE 2000 PE 1000
– это, по сути, электропиано. У него 61-нотная клавиатура, не обладающая чувствительностью, один фильтр и один генератор огибающей, так что управление инструментом весьма ограничено. У PE 1000 семь предустановленных пресетов, которые различаются только установками блока фильтра. Тем не менее, на этом инструменте играли такие уважаемые люди, как Vangelis и Jean-Michel Jarre. А 48-нотный PE 2000 был по существу вполне традиционным стрингс-синтезатором, у него более богатый звук, нежели у предшественника и восемь пресетов звучаний органа, духовых, струнных и хора. Также у PE 2000 имеется встроенный эффект “фейзер”. Этот синтезатор использовали группы Tangerine Dream и Hawkwind, а также Jean-Michel Jarre. К сожалению, большим коммерческим спросом оба эти полифонических синтезатора не пользовались. Однако у компании к тому времени уже имелись новые разработки, которые перешагивали через все существовавшие тогда границы.


В 1977 году компания объявляет о выпуске двух новых моделей полифонического синтезатора –  и  PS 3300 Polyphonic Synths. Первый был компактным синтезатором с огромными возможностями. В отличие от предыдущих полифоников Korg, PS 3100 обладал индивидуальным фильтром и огибающей для каждой ноты. Это – полностью полифонический инструмент, у которого могут одновременно звучать все его 48 клавиш. Также он обладает мощным эффектом “Ensemble”, который позволяет создавать изумительно красивые струнно-космические “подклады”. Как уже было упомянуто выше, PS 3100 был компактным синтезатором – и это, заметим, в эпоху, когда другие полифонические синтезаторы такого уровня и таких возможностей весили десятки килограмм. У PS 3100 есть “Большой Брат” – синтезатор PS 3300, который по сей день обладает непререкаемым культовым статусом.
По сути, PS 3300 – это три (!) синтезатора PS 3100 в одном корпусе, настоящая модульная система. Встроенный микшер позволяет смешивать звуки с этих трех модулей. Этот синтезатор можно назвать абсолютно полифоническим, потому что у него 48 нот, и при этом –  48 осцилляторов, 48 генераторов огибающей, 48 резонансных фильтра! Все это делает его, пожалуй, непревзойденным компактным модульным синтезатором всех времен и народов. Было выпущено всего около 100 экземпляров PS 3100, поэтому не удивительно, что в наше время его цена достигает 10 000 долларов и выше. Никто иной, как легендарный Боб Муг объявил, что звук PS 3100 – самый “жирный” в мире. Его как в студии, так и на сцене использовали  Vangelis, Jean-Michel Jarre, Emmerson, Lake and Palmer и другие.
Korg M500 Micro-PresetОднако компания Keio Electronic вовсе не собиралась превращаться в производителя исключительно эксклюзивных инструментов для состоятельных музыкантов. В том же году был выпущен  M500 “Micro-Preset”, синтезатор, который был более чем доступным по цене. У него, разумеется, весьма примитивное, базовое управление (например, фильтр и резонанс объеденены в один единственный слайдер) и не самая качественная клавиатура, однако встроенные 30 пресетов (которые можно “смешивать” между собой) – это все-таки “фирменный”, легко узнаваемый звук Korg. К тому же, подобные маленькие и на первый (только на первый!) взгляд скромные синтезаторы часто оказываются в числе любимых не только у начинающих, но и у знаменитых музыкантов. “Micro-Preset” использовали Jean Michel Jarre, The Human League и Brian Eno.
Также в 1977 году компания выпустила свой ленточный эхо-ревербератор SE500 Stage Echo.

Korg MS-20 Если в 1977 году компания Korg успешно зарабатывала себе отличную репутацию, то 1978-й стал годом окончательного утверждения этой репутации. Для Korg этот год стал, безусловно годом синтезаторов (и не только) знаменитой серии MS, которые и поныне числятся в числе самых культовых и разыскиваемых в среде электронных музыкантов. Для тех немногих, кому посчастливилось познакомиться с синтезаторами серии PS, синтезаторы серии MS выглядят очевидно похожими на своих предшественников. Основное, что роднит инструменты обоих серий – это наличие коммутационной панели, которая вообще-то обычно встречается только в безумно дорогих, огромных модульных синтезаторах (например, ARP 2600). Коммутационная панель позволяет соединять между собой различные блоки синтезатора в какой угодно последовательности. Таким образом, серия MS предоставила клавишникам почти такую же степень свободы звукотворчества, но за существенно меньшую цену. “Краеугольным камнем” этой серии является двух-генераторный синтезатор Korg MS-20. Первый генератор производит пилообразную, треугольную, импульсную (с изменяемой шириной) форму волны, а также белый шум. Второй генератор – пилообразную, прямоугольную, импульсную формы волны плюс кольцевая модуляция. Также, разумеется, имеются фильтры высокой и низкой частоты, резонанс и генератор низкой частоты (который в MS-20 назван генератором модуляции). Слева от клавиатуры находятся исполнительские контроллеры – колесо и кнопка, которые с помощью коммутационной панели можно назначить управлять чем угодно.   MS-20 особенно хорош, когда требуются басовые и перкуссионные тембры, а также самые разнообразные и трудновообразимые звуковые эффекты.  В нем уже имеются заводские внутренние соединения, которые представляют из себя традиционный для аналоговых монофонических синтезаторов путь звука. Но основная “фишка” синтезатора – коммутационная панель с 35-ю разьемами позволяет разрушить все “готовые” внутренние соединения и создать нечто индивидуальное, Например, те же фильтры высокой и низкой частоты могут таким образом модулироваться чем угодно. Все это дает возможность синтезатору создавать как простые, ставшие уже классическими, так и комплексные звуки, свойственные дорогостоящим модульным системам. Кроме того, синтезатор позволяет подключать к себе внешний источник звука (гитару, голос, другой синтезатор и т.д.), который таким образом начинает УПРАВЛЯТЬ самим синтезатором (при помощи встроенной схемы, которая отслеживает высоту тона инструмента. подключенного к MS-20 и преобразовывает ее в напряжение). Особенно славятся использованием этого приема участники группы  Aphex Twin.  Либо можно просто обрабатывать внешний источник звука фильтрами синтезатора (как, например, постоянно делает William Ørbit). Кроме уже упомянутых музыкантов, синтезатор Korg MS-20 использовали Jean-Michel Jarre, Vince Clarke,  Air, SkyLab, Astral Projection, Biosphere, The Prodigy, The Legendary Pink Dots,  Portishead, The Shamen и многие другие.
Korg MS-50 “Младший брат” MS-20, синтезатор MS-10,  обладает одним генератором, одним усилителем, одной огибающей и меньшей клавиатурой (у MS-20 36 клавиш, у MS-10 – 32 клавиши). Коммутационная панель MS-10 состоит из 16-ти разъемов. Также в этом синтезаторе нет преобразователя высоты тона в напряжение. Его использовали The Orb, SkyLab, the Chemical Brothers, Astral Projection, Autechre и другие.
Затем был выпущен звуковой модуль (без клавиатуры) MS-50, предназначенный для совместной работы с MS-20 (хотя в принципе его можно подключать и к другим инструментам), обладающий множеством возможностей, которых нет у MS-20 и MS-10. Это и кольцевой (ринг) модулятор, и функция Sample and Hold (запоминание и удерживание напряжения сигнала), и  генератор портаменто, инвертор, генератор шума, делитель и вольтметр.  Генератор и фильтр MS-50 звучат мягче и “музыкальнее”, нежели у младших предшественников. Весьма редко встречающийся, а потому и весьма дорогой аппарат. Серией синтезаторов MS компания Korg окончательно покорила мир монофонических синтезаторов. Однако она еще оставила кой-какие сюрпризы в своих рукавах.
Korg Vocoder VC-10 Вокодер VC-10 Vocoder, который выпускался с 1978 по 1982 годы, внешне напоминает синтезатор MS-10, только с микрофоном, подсоединенном к верхней панели. Вокодер позволяет использовать как свой встроенный звуковой генератор (и тогда вы получаете звучание классического вокодера, знакомое по многочисленным песням 80-х годов), так и возможность подключения внешнего источника звука (и тогда вариации конечного звука умножаются в разы). А еще вокодер VC-10 обладает (кстати, единственный из семейства MS) встроенным эффектом ” Ensemble”, позаимствованным у синтезаторов серии PS. Этот замечательный эффект способен даже самый скучный звук превратить в сочную текстуру. Этот вокодер использовали такие знаменитости, как Klaus Schulze, Tomita, Keith Emerson, Roger Waters, Rick Wakeman, Air.
Еще один прибор из данной серии – секвенсор SQ10, имеющий три канала по 12 шагов каждый. Причем есть возможность объединения двух каналов, и тогда количество шагов увеличивается вдвое – до 24-х. Секвенции могут воспроизводиться как с повторением, так и без повторения. Встроенные часы позволяют синхронизировать работу секвенсора, к примеру, с драм-машиной.
По справедливости, все  инструменты серии MS должны были стать синтезаторным прорывом конца 70-х годов, однако в реальности свой культовый статус они приобрели только буквально несколько лет тому назад. Однако они обладают весьма характерным, несколько грубоватым звуком с “металлическим” оттенком. который в те годы пока еще не мог найти широкого применения в музыке. Как это нередко бывало в истории синтезаторов, здесь звук опередил свое время. Впрочем, надо заметить, что и сама компания Korg невольно поспособствовала тому, чтобы синтезаторы MS в некоторой степени оказались в тени. В тени великолепнейшего и могучего синтезатора PS-3200, который был выпущен тогда же.
Korg PS-3200PS-3200
, последний представитель серии PS, представляет собой по сути два синтезатора  PS-3100 в одном корпусе. PS-3200 стал первым модульным синтезатором от Korg, обладающим функцией записи созданных патчей (память на 16 патчей). На каждую из своих 48-ми клавиш (нот) синтезатор обладает двумя генераторами, на каждый генератор есть свой модуляционный генератор (LFO). А также имеется встроенный 7-полосный эквалайзер и эффект “Ensemble”. Плюс коммутационная панель с 48-ю разъемами. Синтезатор PS-3200 был также первым полифоническим модульным синтезатором, управляемым с помощью микропроцессора. Было изготовлено всего около трехсот экземпляров, посему цена на этот синтезатор сегодня достигает нескольких тысяч долларов. PS3200 несомненно обладает свои характером и такими возможностями, которые и поныне выделяют его из общего ряда аналоговых синтезаторов. Проще говоря, звуки, на которые он способен, невозможно повторить на каком-либо другом синтезаторе.

Korg Sigma В конце 70-х годов уже начался закат таких фирм, как ARP и Moog, зато синтезаторы японских производителей, и в частности Korg, получали все более широкое признание. Однако после двух более чем плодотворных лет компания словно взяла своего рода тайм-аут. Синтезаторы, которые Korg выпустил в 1979 году, не являются столь эпохальными, как их предшественники. Представители нового семейства инструментов получили свои названия от букв греческого алфавита : Sigma ( монофонический синтезатор с клавиатурой, чувствительной к силе нажатия на клавиши), Delta (стрингс и нехитрый полифонический синтезатор в одном корпусе),  ES50 Lambda (пресетный инструмент с тембрами фортепиано и струнных, прямой потомок PE1000 и PE2000, о которых рассказывалось в предыдущей главе). Sigma содержит в себе две секции:  “Synthe” и “Instrument”. Секция “Instrument” предлагает 11 готовых пресетных тембров (fuzz guitar, electric bass, clavi, string, flute и др.). 8 пресетов принадлежат синтезаторной секции. Это – различные формы волны (пилообразная, квадратная, пульс) в различных диапазонах (от 32′ до 4″). Есть возможность комбинирования звучаний обоих секций. Инструмент этот был адресован скорее всего любителям и обучающимся музыке, однако его использовали и Jean Michel Jarre, и Rick Wakeman и Keith Emerson.
Однако, пожалуй, самый заметный инструмент 1979 года от Korg – это транзисторный электроорган CX3, который представляет собой одну из самых удачных и точных аналоговых имитаций звучания органа Hammond. Спустя 21 год этот электроорган возродится вновь, даже под тем же названием, но это уже будет цифровой инструмент на основе воспроизведения сэмплов.

В 1980 году компания Korg выпускает орган BX 3, который по возможностям значительно превзошел своего предшественника CX3. BX 3 – это инструмент с двухрядной клавиатурой (61 нота в каждом ряду), со встроенными эффектами “overdrive”, “percussion”, “chorus/vibrato”, а также ” rotary speaker” –  эффектом, имитирующим звучание вращающихся динамиков (у него есть еще одно название – “Leslie”). Также в органе предусмотрена возможность подключения любых других эффектов (так называемая “петля эффектов”, как в микшерных пультах). В общем, инструмент был призван быть эмулятором легендарного электромеханического органа Hammond B 3, и с этой задачей Korg справился блестяще. Хотя, по мнению многих музыкантов, встроенные  эффекты – не самая сильная его сторона. Они отмечают, что имитация эффекта “Leslie” является весьма условной и слабоватой. Однако вне зависимости от того, насколько справедливы эти замечания, все косвенные недостатки BX 3 с лихвой перекрываются главным – отличнейшим звучанием. Кроме того, с помощью многочисленных регуляторов на BX 3 можно без особого труда “нарулить” любой желаемый звук. Так же, как и CX 3BX 3 был “возрожден” компанией Korg в 2005 году, на основе цифрового моделирования звучания своего прототипа (причем при практически полной внешней идентичности).

Также в 1980 году был выпущен синтезатор Trident. Он имеет вполне традиционную для полифонических синтезаторов тех лет структуру: три секции ( String, Brass, Synth – Струнные, Духовые, Синтезатор), 8-ми голосная полифония. Однако фирма Korg не была бы фирмой Korg, если бы каждый новый синтезатор она не снабжала бы своей оригинальной “изюминкой”. В Trident это эффект “Flanger”, который способен самовозбуждаться, превращаясь таким образом в совершенно самостоятельный источник звука. К тому же этот эффект имеет развитую систему управления (регуляторы   “Speed”, “Feedback”, “Intensity” и “Manual”). Клавиатуру (61 нота) можно разделять, играя звуками двумя выбранными секциями одновременно. И, разумеется, звуки разных секций можно “накладывать” друг на друга.  Забегая немного вперед, заметим, что было выпущено две версии этого синтезатора – МК 1 и МК 2. Вторая версия вышла в свет в 1983 году. Trident первой версии может сохранят 16  готовых звуковых патчей, а МК 2 – 32. Звучит Trident великолепно, на нем играли Rick Wakeman и Joe Zawinul.
В 1980 году также было выпущено первое электронное пианино Korg, под названием  LP 10. В сопроводительной брошюре без излишней скромности было заявлено, что  LP 10 “впервые успешно имитирует реальный звук акустического фортепиано”. Это было, конечно, явным преувеличением, ведь клавиатура LP 10 даже не обладает чувствительностью к нажатию. Однако звучание этого аналогового инструмента все же вполне достойное.  LP 10 имеет три секции, имитирующие звуки пиано, электропиано и клавесина, играть на всех трех “инструментах” можно одновременно. У  LP 10 опять-таки есть своя “изюминка” – очень симпатично звучащий эффект “Chorus” с регулируемой глубиной и скоростью, а также встроенный эквалайзер.
Еще 1980-й год ознаменован тем, что компания Korg впервые решила заявить о себе  среди гитаристов, выпустив гитарный синтезатор X-911. Правда, именно в этом качестве этот компактный прибор зарекомендовал себя далеко не лучшим образом, элементарно “не поспевая” за быстрыми гитарными соло. Однако он очень интересен в качестве сигнал/эффект процессора. Он снабжен стандартным 1/4″ входом “джек”, и подключать к нему можно все что угодно, например, микрофон или синтезатор, и тогда  X-911, распознавая высоту нот, будет играть в унисон.  X-911 – монофонический (одноголосный) инструмент. На его передней панели есть 6 переключателей “Instrument”, представляющие  готовые пресеты:  Electric Bass, Tuba, Trumpet, Dist. Guitar, Violin и Flute. Кроме того, справа расположена секция “Synthe”, позволяющая переключаться между тремя звуковыми волнами ((Pulse, Ramp, Square). У каждого из этих пресетов есть свои регуляторы редактирования – фильтры и огибающие. Звуки с обеих секций можно смешивать, используя регулятор  баланса. В общем, оказывается, что этот прибор представляет из себя весьма продвинутый синтезатор, и то, что он плохо справляется с функцией гитарного синтезатора, как-то отступает на второй план.
Однако, за исключением великолепных органов CX 3 и BX 3, у фирмы Korg в 1980-81 годах не было явных технических прорывов. К примеру, она все еще не выпустила в свет своего современного полифонического синтезатора, а заслуженные синтезаторы серии PS все-таки к началу 80-х годов уже считались несколько устаревшими. Прогресс стремителен, и на музыкальную арену уже вышли синтезаторы, контролируемые микропроцессорами, такие как Prophet 5,или Oberheim OBX. Korg оперативно и более чем успешно устранил свое временное отставание, и в 1981 году был выпущен, пожалуй, самый успешный и популярный синтезатор Korg. Речь идет об эпохальном PolySix. Пожалуй, он и не был задуман в качестве непосредственного конкурента ведущим синтезаторам того времени. Просто PolySix предлагал музыкантам почти те же возможности, но по значительно более доступной цене. Неспроста (хотя и не очень по-доброму, конечно) PolySix сразу обозвали как “Prophet 5 для бедных“. Так это или нет, однако великолепно звучащие генераторы, фильтры SSM, плюс эффект “Сhorus ensemble”, плюс продвинутый арпеджиатор, память на 32 тембра, и полная программируемость безусловно составили более чем выигрышную формулу успеха для PolySix.

Еще один замечательный синтезатор того же года – четырехголосный  Mono/Poly. Его главная особенность – наличие сразу 4-х осцилляторов (генераторов). Каждый из них может быть задействован либо независимо (отсюда и получается реальное четырех-голосие), либо их можно объединить в один мощный лидирующий звук. Каждый из генераторов (которые, кстати, являются абсолютно аналоговыми, то есть контролируемыми напряжением, что тоже является огромным плюсом этого синтезатора, несмотря на то, что в 1981 году такие генераторы уже заменялись на контролируемые цифровым методом) имеет индивидуальные настройки высоты звука, громкости и выбора формы звуковой волны. Также у  Mono/Poly есть два низкочастотных фильтра, которые могут независимо друг от друга модулировать либо ширину  пульса, либо арпеджиатор, либо огибающую. У Mono/Poly 44-нотная клавиатура, слева от которой находятся колесо модуляции и колесо отклонения высоты тона. Фирменный “трюк” этого синтезатора –  функция запоминания аккордов. А также, конечно, узнаваемый неповторимый звук, отличающий синтезаторы Korg от остальных. Его использовали Tangerine Dream, Chemical Brothers, The Orb, Depeche Mode, 808 State, Juno Reactor и другие.  Поскольку это был единственный в мире аналоговый синтезатор с 4-мя генераторами, самый широкий успех был практически гарантирован.
Korg Poly 61 Однако за любым успехом почти неизменно следует спад. В следующем, 1982-м году, компания Korg не поразила мир ничем столь же великим, как эти два синтезатора. Была выпущена вполне достойная ритм-машинка KR55B и не менее достойные две модели электронного пиано Symphonic piano 80 и 80S, а также уже упоминавшаяся вторая версия синтезатора Trident. Главным же разочарованием этого года стал синтезатор Poly 61. Задуманный как дальнейшее развитие идей, заложенных в PolySix, Poly 61 обладал двумя осцилляторами, которые для стабильности строя были DCO – то есть, контролируемые цифрой. Именно “благодаря” этому у звука Poly 61 и в помине нет теплоты и глубины своего предшественника. Напротив, звук у него довольно резкий и грязноватый, на сегодняшний день идеально подходящий разве что для стиля “Lo-fi”. Система программирования у Poly 61, в отличие от PolySix, полностью цифровая, причем параметры настроек выполнены довольно грубовато, резко. В целом, нельзя, конечно, сказать, что синтезатор Poly 61 провалился на рынке. Определенный успех был, и его использовали такие музыканты. как FM Static и The Faint. Однако чарующая магия, свойственная PolySix и Mono/Poly, была утеряна.

Первыми инструментами 1983 года стали ритм-машина KPR 77 и сценическое электропиано EPS 1. EPS 1  интересен прежде всего тем, что он позволяет совмещать тембры пиано и струнных. К тому же секция струнных (Strings) является восприимчивой к силе нажатия пальцев на клавиши (velocity), чего тогда не было ни в одном другом подобном инструменте. Ритм-машина KPR 77 (“‘Korg Programmable Rhythmer”) по своим возможностям, но не по звуку, также “обставила” почти всех своих конкурентов. Этот компактный аппарат стал ответом Korg на ритм-машину TR-606 от фирмы Roland. Так же, как и  TR-606,  в основе  KPR 77 лежит аналоговый синтез звука. Уровень громкости каждого из пресетных звуков может регулироваться при помощи слайдеров. KPR 77 уже могла похвастаться небольшим жидкокристаллическим дисплеем, который, разумеется, очень облегчает процесс программирования.  Прибор сохраняет до 48-ми ритмических паттерна, каждый из которых может содержать в себе до 32-х шагов. KPR 77 способен питаться от батареек, и, кроме того, наличие оных требуется для того, чтобы созданные вами паттерны сохранялись в памяти после выключения прибора из сети. Правда, все данные из памяти можно также сохранять на обычной компакт-кассете.
В этом же году компания начала выпускать цифровые программируемые модули эффектов, первым из которых стал SDD3000, предлагавший по доступной цене эффекты “эхо” (delay), “флэнджер” и “хорус”. Для сохранения новых программ в SDD3000 имеется девять ячеек памяти.
Еще более впечатляющий продукт этого года – “PME modular effects system” – был адресован гитаристам и представляет из себя 14 ножных педалей аналоговых эффектов (chorus, distortion, overdrive, stereo flanger,phaser и другие), любые четыре из которых можно подключать к своеобразному “центральному пульту управления” PME40X.
Однако, пожалуй, никакой прибор не может соперничать по значимости с появлением нового синтезатора. 1983 и 84 годы в этом плане отмечены синтезатором Korg Poly-800. Этот компактный, легкий синтезатор, который можно запитывать от батареек и даже навешивать на плечо, яваляется “гибридным” – в нем аналоговый синтез и цифровое редактирование звука. Poly-800 – 8-ми голосный полифонический синтезатор с 64-мя патчами в памяти. Как у любого синтезатора от Korg, у Poly-800 есть своя “изюминка”, а именно возможность редактировать аж 50 различных параметров звука. Другой такой “фишкой” (хотя и довольно своеобразной) можно назвать наличие джойстика, который регулирует фильтр, высоту звука и модуляцию. Также синтезатор снабжен стерео эффектом “хорус” и встроенным секвенсором.
Poly-800 можно переключить в так называемый “double mode”, Когда он становится четырехголосным, зато его звуки (составленные теперь из двух генераторов) звучат в этом режиме более “жирно” и напористо, что особенно хорошо подходит для таких стилей как Транс или Техно. Кроме того, это был первый продукт от Korg, оснащенный интерфейсом MIDI. При всех этих передовых возможностях (здесь Korg обогнал своих конкурентов года на два) цена на синтезатор была очень демократичной (менее 800 долларов), что определило его успех как у музыкантов-любителей, так и у таких знаменитостей, как Depeche Mode, Sneaker Pimps, Vangelis, Jean Michel Jarre, Orbital. Небольшим тиражом была выпущена партия Poly-80 с клавишами, которые поменялись цветом – белые стали черными, а черные – белыми. Именно такой экземпляр имелся у Жан-Мишеля Жарра. Синтезатор также выпускался в виде рэкового звукового модуля, получившего название EX-800.

Korg RK 100 В дополнение к EX-800 была выпущена MIDI-клавиатура RK100, выполненная в виде “кейтара” – своего рода гибрида между гитарой и клавишами, который музыкант эффектно вешает себе на плечо. Само собой разумеется. RK100 можно подключать к любому синтезатору, оснащенному MIDI. На “грифе” находятся три отдельных колеса, которые регулируют громкость, высоту звука и модуляцию. RK100 выпускался в разной окраске – черной, красной, белой и под цвет орешника.
Однако, несмотря на успех этих синтезаторов, компания Korg к середине 80-х годов пока еще не представила синтезатор, который смог бы стать достойным конкурентом сверхпопулярной Yamaha DX7. Первой попыткой создать такой инструмент стал синтезатор DW 6000, выпущенный в 1985 году. Он, в отличие от своих предшественников, уже являл собой цифровой синтез звука (но зато со  все еще аналоговым резонансным фильтром). За счет использования, помимо традиционных «пилообразных» и «квадратных» генераторов, оцифрованных звуковых волн сложной формы, DW6000 обладал принципиально новым звучанием. Для изменения параметров звука синтезатор предлагает только один назначаемый слайдер.
Korg DW 8000 DW 6000
можно переключать между полифоническим 6-ти голосным режимом и монофоническим, когда все шесть голосов сливаются в один мощный звук. Этот синтезатор способен производить замечательные “жирные” басовые звуки, пульсирующие струнные подклады и несколько резковатые лидирующие тембры. Очень скоро на смену DW 6000 пришел новый синтезатор,  DW 8000, обладающий 8-ми голосной полифонией и аналоговым (как у DW 6000) резонансным фильтром. Синтезатор имеет 64 готовых пресета, которые можно отредактировать и сохранить. Его клавиатура (61 нота) чувстительна к скорости нажатия и послекасанию (для создания эффекта “вибрато”). Кроме того, “на борту” у DW 8000 имеется встроенный арпеджиатор, способный воспроизвести последовательность из 64-х нот и программируемый эффект “delay”(“эхо”), который способен также быть и флэнджером, и фэйзером. Синтезатор также был выпущен и в виде модуля, EX-8000. Успех DW 8000 был огромен, на нем играли Keith Emerson, Juno Reactor, Depeche Mode, Dream Theater, а также знаменитый джазовый клавишник Joe Zawinul.

К середине 80-х годов компания Korg, а вернее – пока еще “Keio Electronic“, пребывала в весьма необычном коммерческом состоянии. С одной стороны, фирма не просто завоевала, но буквально создала свою собственную нишу на рынке музыкальных инструментов, и заручилась поддержкой нескольких выдающихся музыкантов-клавишников. С другой стороны, пока еще никак нельзя было сказать, что Keio Electronic стала одним из мировых лидеров в этой области. Хотя некоторые синтезаторы Korg, в особенности – PolySix и Poly 800, продавались хорошо, их невозможно было увидеть, скажем, в такой телепередаче, как Top Of The Pops или на крупнейших музыкальных фестивалях. Более того, компания даже еще не достигла устойчивой финансовой стабильности и  Цутоми Като то и дело приходилось вливать свои собственные денежные ресурсы на разработки новых инструментов. Однако постепенное, но неуклонное развитие компании при этом не останавливалось. 1986 год ознаменован тем, что фирма Korg открыла свое подразделение в Соединеннных Штатах. Корни всей этой истории уходят еще в 60-е годы, когда фирма ACA (the Amplifier Corporation of America), производившая, соответственно названию, усилители, была куплена другой фирмой, называвшейся Unicord. Благодаря этому была выпущена серия великолепных ламповых усилителей под маркой “Univox“. В 1967 году произошло слияние Unicord и компании Merson, производившей гитары, а затем все это было “проглочено” нефтяным концерном Gulf & Western. Так возникла новая фирма, получившая просто дивное название “Merson Musical Products, A Division of Unicord Incorporated, A Gulf + Western Systems Company“. Вот именно она и начала в начале 70-х годов сотрудничать с японской компанией Keio Electronic, импортируя ее ритм-машины и первые синтезаторы и продвигая их на американском рынке под торговой маркой “Univox“. В 1975 году Unicord вновь стала самостоятельной, отделившись от Gulf & Western, и тогда же было решено, что название “Korg” является более преспективным, нежели “Univox”. Фирма перестала переименовывать синтезаторы и электроорганы, став официальным дистрибьютером Keio Electronic в Америке. Ну и наконец-то, в этом же году, руководство Keio Electronic осознало, что ее в мире знают прежде всего как Korg, и фирме дали новое официальное название: “Korg Inc“.

Самым же заметным музыкальным достижением Korg в 1986 году стал синтезатор DSS1, один из первых цифровых синтезаторов, основанных на технологии сэмплинга. Более того, DSS-1 сочетал в себе и звуковые сэмплы, и аддитивный синтез, и даже возможность рисования (рукой!) уникальных звуковых волн. Это были такие же технические возможности, как у сэмплеров Fairlight, которые появились на несколько лет раньше, однако стоили просто баснословных денег. DSS-1 также обладает восьмиголосной полифонией, с двумя генераторами на каждый голос, генератором шума, двумя генераторами огибающей, резонансным фильтром, аналоговым низкочастотным фильтром и функцией автоматического смещения высоты звука. Этим всем он напоминает своего предшественника, синтезатор Korg  DW-8000, о котором написано в предыдущей главе. Отличие состоит в том, что  DW-8000 создает звуки из 16-ти хранящихся в памяти цифровых звуковых волн, а DSS-1 – из сэмплов, с помощью аддитивного синтеза и нарисованных звуковых волн (о чем уже упоминалось выше). У него весьма теплый и живой звук, на нем замечательно получаются и глубокие басы, и впечатляющие подклады и текстуры. В него, разумеется, можно записывать новые сэмплы, которые синтезатор будет затем воспринимать в качестве звуковых волн. На DSS-1 играли Mark Jenkins,  Joe Zawinul, Jean Michel Jarre, Michael Cretu (Enigma) и другие. Сейчас DSS1 воспринимается как один из самых интересных и неординарных синтезаторов середины 80-х годов, однако в то время он, увы, так и не стал крупным коммерческим успехом.
Korg DVP1 Voice Processor То же самое можно сказать об еще одном инновационном продукте 1986-го года. Процессор  DVP1 Voice Processor представляет из себя сочетание цифрового вокодера (со встроенными звуковыми волнами), гармонайзера, очень своеобразного “вокального” синтезатора, который воспроизводит звуки, похожие на гласные “а-а”  и “у-у”, а также питч-шифтера (так называется возможность изменения высоты обрабатываемого голоса). У прибора пятиголосная полифония, встроенный эффект “хорус” и память на 64 патча. DVP1 Voice Processor использовали Vangelis, Matrix и GASR.

Также в 1986 году компания Korg предпринимала более или менее успешные шаги в том, чтобы стать одним из ведущих производителей цифровых рэковых модулей эффектов. Была выпущена целая серия разнообразных вариантов эффекта “Delay” (“Эхо”): DRV1000 digital reverb, GR1 gated reverb, SDD1000 digital delay, SDD1200 dual digital delay, SDD2000 sampling digital delay, and the SDD3300 triple digital delay. Некоторые из этих приборов в наше время уже стали “классикой”.
Korg DDD1 Еще один продукт 1986 года, который пользуется определенным спросом и сейчас, это цифровая программируемая драм-машина  DDD-1. Она предлагает 18 готовых звучаний ударных, очень типичных для музыки середины 80-х годов. Испрользуя карточки ROM, можно добавлять новые звуки. Так же в приборе имеется возможность записи собственных сэмплов (правда, весьма ограниченная). На задней панели прибора расположены 14 триггер-входов для подключения барабанных пэдов. В памяти DDD-1 хранятся 100 ритмических паттерна, которые можно объединять в так называемые “песни” (“songs”). Кроме того, эта драм-машина снабжена MIDI интерфейсом.
В 1987 году, благодаря расширяющемуся сотрудничеству с компанией Yamaha, на свет появился синтезатор DS-8. Маркетологи  преподносили этот синтезатор более чем красочно: “музыкальное снадобье, которое Korg варит лучше всех“. Однако в реальности это был такой завуалированный вариант FM-синтезатора Yamaha DX-7. Более того, он и собран был с использованием компонентов Yamaha и по лицензии все той же Yamaha. Вообще, сотрудничество с этим концерном началось еще в 60-е годы, когда Keio Electronic собирала ритм-машинки для электроорганов Yamaha. В 1987 году это сотрудничество переросло в качественное иное состояние, когда Yamaha приобрела контрольный пакет акций фирмы Korg, фактически превратив ее в свою дочернюю компанию. Однако это соглашение было более чем дружественным, все его детали были прописаны Цутами Като лично, и Korg сохранил полную независимость в деле разработки нового оборудования. Фактически, как это ни странно на первый взгляд, Korg и Yamaha и по сей день являются конкурентами на мировом музыкальном рынке.
В целом же оборудование, выпущенное Korg в 1987 году стало не более чем продолжением прошлогодних разработок: ритм-машина DDD-5 (новая версия DDD-1), звуковой модуль DSM-1 ( рэковая версия синтезатора DSS-1, с удвоенной полифонией).
Korg piano SG-1D Наиболее же заметный и памятный продукт 1987 года – это цифровой рояль SG-1D, звучание которого основано на сэмплах. Этот 76-нотное пианино (или все-таки рояль?), несмотря на ограниченную 12-ти голосную полифонию и 12-ти битные сэмплы, на некоторое время стал  признанным “инструментом для серьезных музыкантов”. В наши дни сэмплы уже именно этого инструмента имеются в современных рабочих станциях Korg, таких как М 3, например.
Итак, прошли два не самых удачных в коммерческом плане года. Наступал год 1988-й, когда Korg объявит о выпуске M-1, синтезатора, который  глобально изменит и подход к электронному синтезу, и звучание самой музыки.

Korg M1 Итак, летом 1988 Korg объявляет о выпуске нового синтезатора M 1, и этому синтезатору суждено будет стать бестселлером номер один среди цифровых синтезаторов всех времен.  Чтобы лучше понять значение Korg M 1, необходимо оглянуться на историю электронных музыкальных технологий. Синтезатор Minimoog в 1970 году сделал аналоговый синтез доступным для широкого круга музыкантов. Семь лет спустя другой “американец”, Prophet 5 сделал то же самое с полифоническим синтезом. В 1983 году японский синтезатор Yamaha DX7 определил дальнейшее господство цифрового синтеза. “Царствование” Yamaha DX7 продолжалось четыре года, пока фирма Roland не “переписала правила”, выпустив свой D 50, который был первым инструментом, основанном на совместном использовании синтеза и звуковых сэмплов, используемых синтезатором в качестве звуковых волн. И вот, спустя всего лишь год после появления D 50, Korg запускает производство M 1, который также основан на звуковых сэмплах, синтезатор, фактически ставший первой в мире “рабочей станцией”. М 1 обладает 16-тью одноосцилляторными или 8 -мью двухосцилляторными голосами полифонии, двумя работающими независимо друг от друга блоками реверберации, а также удобным мультидорожечным секвенсором. Сгенерированный звук обрабатывается цифровым низко-частотным фильтром и затем направляется в блок усилителя (также цифровой), который содержит генератор огибающей и генератор низких частот (LFO) для создания модуляций. Таким образом, структура обработки звука в M 1 такая же, как в аналоговых синтезаторах. Сэмплы, то есть оцифрованные реальные и синтезированные звуки, хранятся в ПЗУ объемом 4 Мб. Установив дополнительные платы расширения памяти, этот объем можно увеличить до 8 Мб. Большинство звуков, установленных в памяти М 1 не теряют актуальности и по сей день, да и сам синтезатор является едва ли не единственным цифровым инструментом, выпущенным более двадцати лет назад, который в наше время пользуется неизменной любовью не только любителей-энтузиастов, но и музыкантов мирового уровня. Особенно популярным тембром М 1 является пресет “compressed acoustic piano”, который можно услышать на десятках альбомах, и который спустя годы стал широко использоваться в современных танцевальных стилях музыки. Также в М 1 впервые в мире имелись звуки этнических и экзотических (преимущественно азиатских) инструментов, что впоследствии стало стандартом для любого пресетного синтезатора. Звук М 1 хорошо узнаваем, он очень чист, звонок, и в то же время обладает какой-то особой “металлической” округлостью и обтекаемостью, в отличие от часто довольно резких звуков синтезаторов Roland или Yamaha.
Своим встроенным блоком цифровых эффектов М 1 далеко превзошел всех своих конкурентов, ибо здесь есть и фэйзер, и флэнджер, и перегруз, и эксайтер, и имитатор вращающихся динамиков, а также множество различных вариаций реверберации, эха и хоруса. Однако, пожалуй, самой замечательной особенностью М 1 является возможность расположения на клавиатуре (в любом порядке, удобном для музыканта) вплоть до восьми патчей, чтобы играть на них одновременно. Звуки можно разделять либо накладывать друг на друга, а сама клавиатура обладает чувствительностью к скорости нажатия (Velocity) и послекасанием (Aftertouch). Встроенный воьмидорожечный секвенсор позволяет воспроизводить до восьми полифонических дорожек, сохранять в памяти до 10-ти “песен”, максимальная общая численность нот – 7700.
Обладавший столь уникальными для своего времени возможностями, М 1 стоил немногим более 2-х тысяч долларов, что было в разы меньше стоимости таких цифровых сэмплеров, как Fairlight или Synclavier. За те шесть последующих лет, когда продолжалось производство М 1, было продано более двухсот пятидесяти тысяч его экземпляров. Внешне синтезатор очень красив, он потрясающе смотрится на сцене, хотя набор управляющих кнопок и слайдеров у него минималистичен. Среди только самых знаменитых музыкантов, использовавших (и использующих по сей день) Korg M 1, можно вспомнить группы Space, Queen (например, пресет “Orchestra” звучит в начале их знаменитой песни “The Show Must Go On“), Depeche Mode, The Cure, The Orb, Pet Shop Boys, the Cranberries. А также Vangelis, Robert Miles, Mike Oldfield, Kitaro, Rick Wakeman, Gary Numan.
Korg T 1 В 2004 году компания Korg разработала виртуальную версию М 1, которая вошла в состав так называемой “Legacy Collection Digital Edition”, и которая содержит все оригинальные пресеты “железного” синтезатора.
Другие инструменты, выпущенные фирмой в 1988 году, разумеется, основаны на той же системе синтеза (получившей название “AI Synthesis”), что и синтезатор М 1. Это звуковой модуль Р 3, содержащий звуки пиано, и модуль О 3, предлагающий оркестровые звуки. К тому же компания выпустила в свет новые модели цифровых фортепиано Concert 600 и Concert 800 (обе – с 76-ю клавишами), а также полноразмерное пиано Concert 6000. Однако эти стильные, элегантные инструменты не пользовались большим спросом у музыкантов.
Уже под конец года Korg выпустил гитарный синтезатор-модуль Z3, основанный на FM-синтезе, разработанном фирмой Yamaha.
Синтезатор М 1 стал прародителем целой серии модулей и клавишных инструментов от Korg. Во-первых, это М 1R – собственно рэковый модуль самого М 1, предлагающий ровно те же самые патчи и программы, что и М 1. А также его бюджетный вариант, модуль M 3R, с меньшим наборов звуков. Клавишные же “потомки” М 1 – это синтезаторы Т 3 (с 61 клавишами), Т 2 (76 полу-взвешенных клавиш) и Т 1 (88 клавиш фортепианного типа с молоточковой механикой и корпус, отделанный ценными породами древесины). Все эти модели обладают достаточно большими дисплеями, дисководами, расширенной памятью секвенсоров и улучшенными MIDI-интерфейсами. Эти синтезаторы получили заслуженно высокую оценку у специалистов и музыкантов, однако феноменальную популярность М 1 они так и не унаследовали (возможно, просто из-за более высокой цены).
В 1988 году стала испытывать фатальные финансовые проблемы  американская компания Sequential Circuits, которой руководил Дэйв Смит (Dave Smith). И тогда фирма Yamaha (которая, между прочим, разработав свой FM-синтез, немало поспособствовала закату и Sequential Circuits, и нескольких других американских производителей аналоговых синтезаторов) ее купила, основав специально для Смита и его команды отдельный научно-исследовательский отдел, названный “DSD Inc”. Однако, несмотря на то, что именно этими людьми были созданы такие весьма успешные синтезаторы, как Yamaha SY22 и SY35, долговременного сотрудничества не получилось, и уже год спустя Yamaha решает закрыть этот отдел. Однако, к счастью, руководство Yamaha заблаговременно рассказало об этом руководству Korg, и тогда Цутамо Като, никогда не упускавший ни одной открывающейся перед ним возможности, убедил Смита и его людей перейти на работу в Korg. Так в 1989 году на территории знаменитой Силиконовой Долины был открыт новый научно-исследовательский отдел фирмы Korg, с Дэйвом Смитом в качестве Вице-Президента и дюжиной (или около того) сотрудников. Этот отдел незамедлительно начал работать над новыми вариантами так называемого “векторного синтеза”, когда-то разработанного самим Дэйвом Смитом. В результате в 1990 году компания Korg объявила о выпуске своего первого синтезатора из знаменитой (не менее знаменитой, чем М 1) серии “Wavestation”…

Продолжение  истории здесь

Mark Paradeigma (По материалам сайтов korg.com , fingus.ru)