1960 год – Икутару Какехаши – История жизни до и после создания Roland Corporation

Основателю Roland Икутару Какехаши было всего два года в 1932 году, когда его родители умерли от туберкулеза. Большую часть своей юности он прожил в Осаке, изучая механику и инженерное дело. После окончания Второй Мировой войны Икутару Какехаши попытался поступить в университет, но не был принят из-за слабого здоровья. Переехав в небольшой городок на юге Японии, он устроился ассистентом в географическое агентство. 16-летним подростком он заметил огромный спрос на услуги по ремонту часов. В должности ученика на неполный рабочий день, Икутаро пытался за несколько месяцев пройти стандартный для Японии семилетний срок ученичества. Разумеется, это такое рьяное желание учиться и работать рассердило работодателя, и Икутаро уволили. В ответ он купил книгу по устройству часов и основал собственную мастерскую “Kakehashi Watch Shop”, напрямую конкурируя с бывшим боссом. Параллельно занимаясь ремонтом радиоприемников. Какехаши прожил на острове четыре года, но затем закрыл свой маленький, но успешный бизнес, чтобы наконец поступить в университет. Но вернувшись в Осаку, он заболел туберкулезом, на лечение которого ушли все заработанные деньги. Состояние уже было критическим, и врачи решили опробовать на нем (как на человеке, которому уже нечего терять) новое лекарство – стрептомицин. Опыт оказался удачным. Улучшение состояния наступило немедленно. Вскоре Икутаро выписался из больницы, проведя там в общей сложности 4 года.

В 1954 году, не имея возможности найти работу, Какехаши открыл магазин-мастерскую по ремонту электроники и часов Kakehashi Musen (Какехаши радио). За последующие 6 лет мастерская быстро разрослась, в штате было 20 сотрудников. Еще в самом начале пути, в 1955 году, он решил постепенно фокусироваться на музыкальном направлении, сочетая свой опыт в электронике и интерес к музыке. Как и Роберт Муг в США, все началось с производства терменвокса – простого электронного устройства, воспроизводившего монофонические мелодии. Однако на этом инструменте было очень сложно играть, и поэтому это был исключительно узкий рынок. Гораздо более широкий потенциал имел рынок клавишных инструментов, поэтому Какехаши экспериментировал с простейшим клавишным инструментом, собранным из старой физгармонии, деталей из разбитых телефонов и транзисторных осцилляторов.

В 1959 году Какехаши разработал комбо-усилитель для гавайской гитары, но не оставил свои мысли о клавишном инструменте. Наконец, в 1960 году, основав Ace Electronic Industries (торговая марка Ace Tone), он разработал орган, который получил название Technics SX601. Его контакт с Matsushita (обладателем брэнда Technics) был вынужденным шагом, так как собственного капитала для полноценного производства такого инструмента не хватало .

В 1964 году Ace Electronics с гордостью представила первую в мире транзисторную ритм-машину R1 Rhythm Ace. С ней и с несложным монофоническим инструментом Canary Какехаши поехал в Чикаго, где в те годы проводилась крупнейшая в мире выставка музыкальных инструментов NAMM Show. Одноголосый Ace Tone Canary был очевидно создан под влиянием популярной в то время модели Clavioline. А вот ритм-машина R-1 использовала оригинальные решения.

Клавишный инструмент большого внимания не привлек, в отличие от R-1. Однако, несмотря на интерес и заказы образцов ритм-машины со стороны американских производителей, заказов на промышленные партии не последовало. И причина этого лежит на поверхности. Звук генерировался при нажатии кнопок, как сегодня в электронных барабанах звук следует за ударом по пэду. Ритм-машинка была, по существу, приставкой-дополнением к клавишному инструменту.

Сделав выводы, в 1967 году компания Ace Tone представила следующий коммерческий продукт – FR-1 Rhythm Ace. Задолго до того, как ритм-машины распространились повсеместно, FR-1 позволяла нажатием кнопки включить один из 16 заданных паттернов, причем 2 рисунка можно было смешать друг с другом, сразу нажав 2 кнопки. Это давало более сотни возможных сочетаний. Дополнительные 4 кнопки позволяли отключать партии бас-барабана, тарелки, каубела и клаве, что давало еще более гибкие возможности.

И немедленно FR-1 стала закупать компания Hammond Organ Company – для встраивания в новую серию домашних органов. Дела компании Ace Tone пошли в гору.


Между компанией Ace Tone и Hammond International (дистрибьютор органов, произведенных Hammond Organ Company) была достигнута договоренность и о торговом сотрудничестве: Ace стал импортером и дистрибьютором органов Hammond в Японии. В следующем году компании основали совместное предприятие Hammond International Japan, и в 1969 году Какехаши привлек средства для покупки и приведения в рабочее состояние пришедшей в упадок фабрики фортепиано и органов Zenon Gakki Seizou, находящейся в Хамаматсу. Она стала одним из основных производителей органов Хаммонд и, естественно, единственным местом производства органов Ace Tone.

К сожалению, продолжающиеся инвестиции привели к тому, что сам Икутару Какехаши стал миноритарным акционером в компании, которую же сам и создал. Пока основным инвестором была компания Sakata Shokaim, это не вызывало проблем: Кацуо Саката также, как и Какехаши, был искренне увлечен органами. Когда же Sakata Shokai была поглощена индустриальным гигантом Sumitomo Chemical, новый менеджмент не проявил никакого интереса к музыкальным инструментам. Какехаши счел такую ситуацию невыносимой.

В результате после 18 лет работы в своей компании, в марте 1972 года он решил уйти в отставку. Пришло время чего-то нового.

Прошел всего месяц, и уже в апреле 1972 года Какехаши основал Roland Corporation. Не стоит думать, что это название было выбрано в честь древнего французского эпоса “Песнь о Роланде”. Какехаши придумал это название исключительно из соображений фонетики. Он искал слово с двумя слогами и мягкими согласными, и название “Роланд” великолепно соответствовало этим нехитрым требованиям.

Почти тут же Какехаши получил деловое предложение от “Hammond Organ Company“, который возжелал приобрести 60 процентов акций нового предприятия. Однако Какехаши вовсе не собирался вновь терять собственный бизнес. Так что впредь он решил действовать самостоятельно. Жизнь фирмы “Роланд” начиналась в арендованном помещении, без клиентуры и с капиталом в 100 тысяч долларов. Однако у Какехаши было главное – добрая репутация, которая помогла ему убедить поставщиков электронных компонентов предоставить ему трехмесячную отсрочку по платежам за поставку этих самых компонентов, которые были необходимы для достижение почти невозможного: в течении этих трех месяцев “Роланд” должен был разработать, наладить серийное производство и даже экпорт новых моделей ритм-машин. Вопрос об экспорте стоял по той причине, что на японском музыкальном рынке уже непререкаемо доминировали Yamaha и Kawai. Так что все свои надежды Какехаши возлагал на иностранных покупателей.
Хотя Какехаши жил в Осаке, и “Роланд” был основан там же, его прежняя фирма “Ace” находилась в городе Хамаматсу, и Какехаши считал, что производственные линии нового предприятия должны находиться именно здесь. Он арендовал небольшой приборостроительный завод, и первые три года провел в постоянных разъездах между Осакой и Хамаматсу. Ну а потом “Роланд” обосновался в этом городе уже окончательно.
Roland TR 77 Самым первым продуктом фирмы “Роланд” стал ритм-бокс TR 77. У Какехаши уже был опыт в производстве именно ритм-машин, так что на разработку данного прибора понадобилось совсем немного времени, да и само производство было недорогим. Сам внешний облик этого упакованного в красивый деревяный корпус ритм-бокса говорит о том, что он предназначался для установки непосредственно под клавиатуру пианино или электрооргана. TR 77 обладал довольно широкими возможностями: он позволял смешивать разные ритмы, предлагал двух- и четырех-тактные ритмы, у него была замечательная кнопка автоматического затухания звука, а также индивидуальные слайдеры громкости для разных “барабанов”. Разработка была с удовольствием приобретена фирмой “Хаммонд”, которая стала выпускать этот ритм-бокс под названием “Hammond Rhythm Unit“.
Наряду с этим, “Роланд” активно работал над разработкой электронных эффектов. Первым стал “фузз” с забавным названием “AF100 Bee Baa” (который оказался неудобным в управлении и не ахти как звучащим) и AS1 Sustainer, предшественник современных педалей “сустейн”.
В общем, новое предприятие стартовало успешно. На следующий год “Роланд” стал выпускать приборы, окончательно утвердившие его место на музыкальном рынке. Это были и разнообразные эффект-педали для гитаристов, и самые первые японские электронные пиано “EP10” и “EP20“. Правда, эти модели, при всей их безупречной надежности, звучали довольно бледно, особенно в сравнении с другими известными электропиано 70-х годов (таких, как Fender Rhodes и Wurlitzer).
Roland SH 1000 К этому времени музыкантам всего мира очень полюбился эффект “эхо”, и Какехаши, само собой, решил создать собственный прибор. Ленточные эхо-машинки (в которых эффект эхо содавался при помощи записи и воспроизведения звука несколькими магнитными головками) RE100 и RE200 стали прямыми предтечами одной из легенд фирмы “Роланд” – ревербераторов “Space Echo“. Ну а дальше – больше. В 1973 году “Роланд” выпускает первый японский синтезатор, SH 1000. Именно первый, ибо “Роланд” обогнал своего конкурента – фирму “Корг” (с его синтезатором Korg 700) на несколько недель. Этот синтезатор предлагал музыканту 10 готовых звуков, к которым можно было добавлять эффекты вибрато, “вау”, портаменто и перегруза. Кроме собственно звуков, синтезатор мог издавать “белый” и “розовый” шум, а также генерировать ноты в случайном порядке. Несмотря на свои на первый взгляд весьма ограниченные возможности, SH 1000 позволял создавать замечательные и уникальные звучания. Неспроста его использовали такие легенды, как Jethro Tull и Vangelis. К тому же инструмент был очень надежным и доступным по цене. Соотношение курса между долларом и йеной позволило продавать синтезатор всего за 800 долларов – мизерная цена, если сравнивать ее с инструментами от фирм Moog или ARP.
В том же году был выпущен еще один синтезатор – Roland SH3, у которого все кнопки-ручки размещались слева от 44-клавишной клавиатуры. Roland SH3 к тому же обладал эффектом “хорус” (чем не мог похвастаться SH 1000) и низкочастотным фильтром. Однако последний принес Какехаши и первые значительные проблемы – ведь первым такой фильтр разработал (и запатентовал) американец Роберт Муг. В общем, оказалось, что “Роланд” нарушает авторские права. Поэтому в 1974 году была выпущена новая версия синтезатора – Roland SH3A, с несколько видоизмененным резонансным фильтром. Этот синтезатор стал одним из любимых у таких композиторов, как Kitaro и Vangelis. Следующей разработкой фирмы стал синтезатор SH2000, который обладал чувствительной к послекасанию клавиатурой. То есть, музыкант мог управлять фильтром или высотой звука непосредственно с помощью клавиш. Этот инструмент очень хорош для создания басовых партий (особенно с применением эффекта “GROWL” , что в переводе с английского буквально означает “рычание”). Его использовал, например, Fatboy Slim.
1974 год отмечен началом выпуска классических эффект-педалей “Роланд”, таких как фейзер “Phase 5” и эхо “RE101 Space Echo”. Но все это – мелочи, в сравнении с тем, что в этом же году в свет вышел прибор, остающийся эталонным по сей день. Это – ленточный дилэй “Roland RE201 Space Echo“. В этом приборе использовалась пRoland Space Echo снаружи и внутриетля (из магнитной ленты) гораздо большей длины, чем у аналогичных аппаратов других производителей (см. фото). Это не только продлевало срок эксплуатации ленты, но и самым благоприятным образом сказалось на качестве звучания. “Roland RE201 Space Echo” немедленно завоевал любовь музыкантов всего мира и всех музыкальных жанров, и выпускался на протяжении 16-ти лет. Этот прибор был и ревербератором, и эхо (дилэеем), и эквалайзером одновременно, его использовали и вокалисты, и гитаристы, и клавишники, без него и сейчас немыслима ни одна уважающая себя студия звукозаписи, даже несмотря на то, что ленточный прибор требует постоянного внимания к себе, ухода и своевременной смены ленты. Среди музыкантов, использовавших “Space Echo”, значаться и Vangelis, и Isao Tomita, и Jean Michele Jarre, и Bob Marley

В 1975 году продукция фирмы “Роланд” впервые появилась на Международной музыкальной ярмарке во Франкфурте-на-Майне в Германии. Практически всякий музыкальный инструмент, который имеет честь быть представленным на этом смотре, рано или поздно оставляет значительный след в истории музыки. Например, “Роланд” представил свой гитарный усилитель, “JC120 Jazz Chorus“, – первый в мире усилитель со встроенным эффектом “хорус” (“chorus”), которому суждено будет стать одним из самых популярных усилителей всех времен. Усилители под маркой “JC” выпускаются фирмой по сегодняшний день. Что же касается стрингс-синтезатора “RS 101 ‘Strings’“, никакой сенсации на выставке он не произвел, даже несмотря на то, что обладал возможностями, которыми не могли похвастаться его конкуренты от фирм ARP или Eminent. В частности, инструмент предлагал индивидуальный выход на усилитель и огибающую (атака, поддержка, спад) для КАЖДОЙ ноты. При этом инструмент был легкий, компактный и надежный. Однако почему-то вышло так, что заслуженный интерес получила только следующая модель, RS 200, а появление RS 100 почти никто и не заметил. Одна из многочисленных загадок истории музыкальной индустрии…

Также на этой выставке были представлены два замечательных “фэйзера” – “AP2 Phase II” и более продвинутый “AP7 Jet Phaser“. И, наконец, “Роланд” представил целое семейство сценических акустических систем, под общим названием “Revo“. Все они были снабжены “хорусом”, а также были призваны имитировать знаменитый эффект “Leslie” (“вращение” звука в пространстве), который особенно часто использовался с органами Hammond. Скорее всего, это была первая попытка “Роланда” создать эффект пространственного звучания, то, чему в дальнейшем фирма посвятит немало усилий и финансовых средств.
Roland RS-202 Итак, в 1976 году в свет был выпущен стрингс-синтезатор RS 202 String Ensemble. Ни одна уважающая себя фирма просто не могла проигнорировать этот сегмент музыкального рынка. Специфика электронных музыкальных инструментов такова, что иногда появление одной-единственной кнопки становится эпохальным событием. Вернее, дело, конечно, не в самой кнопке, а в той функции, которую она исполняет. В данном синтезаторе таковыми стали кнопки включения/выключения эффекта ансамблевого звучания “Ensemble on/Off/I/II “. По сути, это был все тот же эффект “хорус”, только “заточенный” под звучание стрингс-синтезатора. Этот эффект на десятилетия станет фирменной “фишкой” практически всех синтезаторов “Роланд” (включая знаменитые синтезаторы “Juno” и “Jupiter“). Именно этот эффект создал звук, широко использовавшийся в стиле “диско”.
RS-202 – это полифонический синтезатор, звучать могут одновременно все 61 клавиша. Инструмент предлагает три заводских звука – Strings I, Strings II (струнные) и Brass (духовые). Про последний сказать особо нечего, синтезатор является прежде всего стрингс-машиной, причем одной из лучших. Strings I – это звуки низкого регистра, типа виолончели и баса, а Strings II – это высокие звуки, типа скрипки или альта. Клавиатура разделена на две части – две нижние октавы в левой секции, три верхние – в правой. Для каждой секции предоставлено отдельное управление, например, индивидуальные кнопки включения/выключения звуков. Эффекты – уже упоминавшиеся “Ensemble I”, “Ensemble II”, а также “Vibrato” с регулируемой скоростью и временем задержки. Этот фантастически звучащий синтезатор использовали такие музыканты, как Tony Banks, Rod Argent, Tomita, Nick Magnus, Jethro Tull и Magnum. Есть одна любопытная история, наглядно демонстрирующая тот факт, что в разработке и производстве музыкальных инструментов немалую роль играет … магия. Не так давно американская компания Multivox выпустила синтезатор MX-202, полностью идентичный Rx-200, вплоть до того, что был скопирован каждый отдельный компонент электрической схемы. При все при этом “американец” звучит далеко не так прозрачно и приятно, как инструмент от “Роланда”.
Roland System-100 С 1975 по 79-й годы “Роланд” выпускал еще один эпохальный инструмент, который в наши дни является вожделенным и очень недешевым объектом всех коллекционеров и музыкантов – “электронщиков” – модульный синтезатор “System-100“. Этот инструмент состоит из пяти частей (модулей) – собственно, сам синтезатор – Synthesizer 101, экспандер (устройство расширяющие динамический диапазон сигнала) Expander 102, микшер Mixer 103, секвенсор Sequencer 104, и колонки Monitor Speakers 109. Из этих модулей можно составлять различные конфигурации, превращая исследование звуковых возможностей инструмента в процесс поистине бесконечный. Само собой разумеется, синтезатор Synthesizer 101 – душу и сердце этой системы, можно использовать и отдельно. Несмотря на то, что он одноосцилляторный, а его 37-нотная клавиатура не чувствительна к касанию пальцев, этот синтезатор, благодаря наличию огромного числа всевозможных слайдеров и ручек, способен на многое.

 

Expander 102 – это не что иное, как еще один синтезатор, только без клавиатуры. Причем в систему можно добавлять не один, а два или даже несколько таких экспандеров. На “System-100” играли Tangerine Dream, Groove Corporation, Depeche Mode, Heaven 17, Human League, Vangelis, Hans Zimmer и многие другие музыканты.
Roland System 700 Однако “Роланд” никогда не останавливается на достигнутом, поэтому уже в том же 1976 году был выпущен еще более впечатляющий “монстр” – “System-700“. Этот инструмент выступил уже полноправным и серьезным конкурентом американских модульных синтезаторов Moog и ARP . Состоит он из шести модулей, составленных в два “этажа”, а также пятиоктавной двухголосной клавиатуры. Звук создается при помощи девяти осцилляторов, пяти усилителей, четырех фильтров, пяти генераторов огибающей, микшера, секвенсора, блоков реверберации, эхо и фейзера.

Boss CE1 ChorusНо самым главным “роландовским” прдуктом 1976 года стал не “System-100” и не “System-700”, а маленький прибор, который даже не носил название “Roland”. Речь идет о гитарной педали “Boss CE1 Chorus Ensemble“, которой суждено будет стать родоначальницей целой династии педалей, непревзойденных по популярности у музыкантов. Это, собственно говоря, был первый в мире “хорус”, реализованный в виде педали. Первый “пиар” этому прибору сделал джазовый музыкант-клавишник Хэрби Хэнкок (Herbie Hancock). Именно благодаря ему гитарная “примочка” стала необыкновенно популярной у клавишников. Многие музыканты обрели свой неповторимый звук не в последнюю очередь благодаря хорусу.

Roland System 100M К концу 1978 года компания Roland выпускала около 120 моделей электромузыкальных инструментов и эффектов. Следующий год также ознаменовался несколькими выдающимися достижениями.
В 1979 году “Роланд” разработал и запустил в производство столько всего замечательного, что рассказать подробно обо всем просто невозможно. Это и двух-осцилляторный одноголосный ультра-компактный синтезатор SH2 (который использовали, например, группы Duran Duran и Eurythmics), и впечатляющее разнообразие гитарных педалей Boss, и программируемая драм-машина Boss Dr Rhythm DR55, которая продавалась по очень доступной цене, и многое другое. А вот среди самых значительных достижений этого года значатся, по крайней мере, два инструмента – модульный синтезатор System 100M и вокодер VP330 Vocoder Plus.
System 100M стал логическим продолжением синтезатора System 100. Пользователю предлагалось более 20-ти отдельных модулей, для того, чтобы каждый мог выбрать и сконструировать систему по своим потребностям и вкусу. Выглядела готовая система очень по-японски – она выигрышно отличалась от своих американских огромных собратьев своей компактностью и элегатностью. У System 100M сразу появились свои “фанаты”, которые готовы были заставить этими небольшими, но мощными модулями целые комнаты (яркий пример тому – система, принадлежащая знаменитому немецкому композитору и создателю саундтреков ко многим голливудским блокбастерам Хансу Зиммеру (Hans Zimmer) – см. фото). Главным же среди этого великолепного разнообразия был синтезаторный одноосцилляторный модуль M-110. Именно вокруг него и составлялась система, состоящая из различных эффектов, дополнительных осцилляторов, ринг-модуляторов, фильтров, микшеров, секвенсоров и трех клавиатур. Все эти модули помещались в рэковых стойках. Среди музыкантов, использовавших System 100M, кроме упомянутого Ханса Зиммера, стоит упомянуть Depeche Mode, Human League и Electronic Dream Planet.
Roland VP 330 Вокодер VP330 был, на первый взгляд, не столь впечатляющим инструментом, как System 100M, однако его влияние на развитие популярной музыки было куда более весомым. И неспроста, ибо VP330 можно смело назвать лучшим вокодером в мире. От других, более, так сказать, традиционных вокодеров, вокодер от Роланда отличался наличием трех-октавной клавиатуры и трех встроенных звуковых секций: стрингс, “человеческий голос” (Human Voice) и “хор”. Все три секции можно было немного редактировать – добавлять эффект “вибрато”, например. “Стрингс” просто великолепны сами по себе. “Human Voice”, конечно, мало похож на человеческий голос. Эта секция представляет из себя элементарную звуковую волну, весьма сильно искаженную работой фильтра, что позволило создать нечто, напоминающее “носовой” звук. Однако при добавлении эффекта “Ensemble” действительно получался звук, очень напоминающий звучание хора. Надо заметить, что это было впервые в истории музыкальной индустрии – звук человеческого хора издавал сравнительно недорогой и компактный электронный инструмент. Яркий пример его использования – “оскароносный” саундтрек Вангелиса к фильму “Огненные колесницы” (вокодер VP330 вообще часто называют “секретным оружием” Вангелиса).
Появление VP330 многими музыкантами было расцененно как полноценная замена Меллотрону. Сама секция вокодера VP330 содержит 10 частотных полосных регуляторов, а также генератор “синего”, свистящего шума. Вокодер обрабатывал звук, сохраняя ясность, так что все произносимые (или напеваемые) слова были различимы. Также инструмент снабжен регуляторами “атаки” и “затухания”, возможностью разделения клавиатуры на две независимо регулируемые части. Само собой разумеется, было и то, без чего просто немыслим вокодер – входы для любых источников звука. И это не обязательно должен быть голос. Можно, например, обработать партию ударных инструментов каким-нибудь синтезаторным тянущимся звуком, и получить совешенно непредсказуемый результат. Этот вокодер был сразу более чем восторженно встречен музыкантами, и сейчас, тридцать лет спустя, он ни на йоту не растерял своей привлекательности и статуса абсолютно культового инструмента.
Dimension D Также в 1979 году фирма выпустила модуль эффекта объемного звучания, который так и назвали – “Dimension D“. Несмотря на то, что этот модуль довольно большой (две стандартные рэковые высоты), он не предлагает вообще никаких возможностей контроля над звуком, за исключением кнопок включения четырех готовых пресетов эффекта “хорус”. Причем при включении первой и второй кнопки эффект работает настолько деликатно и тонко, что некоторые люди вообще не слышат никаких изменений в звуке. Так что этот прибор требует очень грамотного обращения (очень желательно – в стерео режиме), и тогда он удивительно оживляет и расширяет исходный звук, не меняя при этом его “характер”. Неудивительно, что “Dimension D” стал неотъемлемой частью самых уважаемых, “топовых” студий звукозаписи, и цена на него с годами только растет.
К концу 70-х годов Roland окончательно утверждается в статусе одного из самых крупных и авторитетных производителей музыкального оборудования. Несмотря на то, что фирма пока еще не покорила заоблачных вершин в области производства собственно синтезаторов, ее модули эффектов “Space Echoes“, педали “Boss“, усилители “Jazz Chorus“, ритм-боксы и вокодер VP330 несомненно были в числе лучших на мировом рынке. Следующий, 1980-й, год стал успешным продолжением истории Roland, хотя в этом году было выпущено, пожалуй, только два новых инструмента, и причем оба они не вызвали практически никакого резонанса в год своего появления, и были по достоинству оценены и, даже можно сказать,- заново открыты, только по прошествии многих лет. Теперь оба этих инструмента являются безусловной классикой. Речь идет о ритм-машине TR808 Rhythm Composer и серии гитарных синтезаторов GR300.
Несмотря на сегодняшний культовый статус TR808, в каталоге, специально выпущенном в 1997 году, в ознаменования своего 25-летного юбилея, фирма Roland даже не посчитала нужным написать о нем ни одной строчки. Зато в следующем тысячелетии различными производителями была создана целая индустрия так называемых “клонов” TR808 (то есть, приборов, схематически точно имитирующих оригинал) и сэмплерных библиотек звуков этой драм-машины. Но звездный час TR808 наступил спустя годы после того, как его производство самим “Роландом” было прекращено. Объясняется это появлением новых музыкальных стилей – “хаус” и “техно”. Музыканты и продюссеры (такие как The Prodigy, Faithless, Dr. Dre и многие другие) наконец-то по-достоинству оценили отнюдь не реалистичный, но такой неотразимый синтетический звук TR808. Эта драм-машина является программируемой (32 паттерна), с возможностью сохранения до 768-ми тактов. Как уже было сказано, 16 заводских звуков TR808 не имеют в общем-то ничего общего со звучанием реальных барабанов. Несмотря на то, что это был первый ритм-бокс с возможностью долговременного сохранения патернов, созданных пользователем, одного этого оказалось недостаточно, чтобы успешно конкурировать с прямым конкурентом – драм-машиной Linn LM1, которая была основана на сэмплах, и потому звучала гораздо “реалистичнее”.
Гитарный синтезатор GR500 Синтезатор для гитары GR300 сопровождался таким рекламным слоганом : “Мы изобрели первый в мире гитарный синтезатор. А сейчас мы же сделали его устаревшим”. Речь шла о синтезаторах GR500 и GS500, которые выпускались еще в 1977 году. С одной стороны, это утверждение было несправедливым, ибо новая модель была лишена некоторых возможностей, которые были у ее предшественников. Но с другой стороны, это было правдой, ибо функцию треккинга (основную функцию гитарного синтезатора) GR300 исполнял гораздо лучше. Была выпущена также специальная версия для бас-гитаристов, GR33B, у которой была несколько другая система синтеза. Сам Икутаро Какехаши расценивал этот синтезатор как закономерную стадию эволюции гитары, которая вначале была акустической, а затем, через бурное развитие электрогитары в 40-х, 50-х, и 60-х годах, наступила новая эпоха, когда к каждой отдельной струне надо относиться как к самостоятельному инструменту. GR300 действительно способен независимо обрабатывать звук каждой струны. И тогда даже такой классический эффект, как “дисторшн”, получает совершенно новое звучание. Это инструмент обладает очень индивидуальным, легко узнаваемым звуком.
Как это не парадоксально, все эти технические достижения вовсе не гарантировали финансовых успехов для фирмы Roland. Прежде всего это объяснялось бурным ростом курсом йены, что чуть не стало катастрофой для фирмы, особенно когда в 1980 году европейский дистрибьютор Roland, больше не способный справиться с ростом цен на импорт из Японии, объявил себя банкротом. А ведь европейский рынок составлял ни много, ни мало, одну треть от общего рынка фирмы. Ситуация усугублялась еще и тем, что в Европу уже была отправлена огромная партия продукции (стоимостью в полтора миллионов долларов), которая теперь направлялась буквально “в никуда”. Впервые с момента своего основания компания столкнулась с кризисом. И кризис этот был очень серьезным. Какехаши сразу остановил все производство, что хотя бы предотвратило дальнейшее ухудшение ситуации. Затем он обратился в три банка с просьбой о кредите, и согласие дал только один из них – Daiwa Bank. Всю осень и зиму 1980 года Какехаши провел в бесконечных разъездах по Европе. К концу года фирма оказалась на распутье.

В первые месяцы 1981 года Какехаши предпринимал попытки спасти своего тонущего европейского дистрибьютера. Однако огромные размеры долгов последнего просто сделали спасение невозможным. Тем не менее, Какехаши удалось сделать, прямо скажем, многое. Во-первых, он вызволил огромные запасы продукции Roland, которые какое-то время находились во владении гневных европейских кредиторов. Во-вторых, он сумел оперативно заполнить пустоту, оставшуюся после банкротства – в течение каких-то трех месяцев он открыл четыре новых подразделений своей фирмы в Европе. Это – Roland GmbH в Германии, Roland UK в Англии, Musitronic AG в Швейцарии, а также Roland Scandinavia. В то же время Какехаши умудрился найти время и на то, чтобы открыть новый филиал у себя на родине, который получил название AMDEK (Analogue Music Digital Electronics Kits), то есть, что-то вроде конторы по выпуску электронных музыкальных конструкторов. Это подразделение призвано было заниматься продажей продукции, произведенной на Тайване. Так что теперь, предотвратив катастрофу, фирма Roland вновь могла строить планы на будущее.

Однако у Какехаши все еще оставалось достаточно поводов для беспокойства, ибо более чем 30 моделей продукции, выпущенных в 1981 году под марками Roland и Boss, несмотря на благожелательные отзывы в профессиональной музыкальной прессе, не встретили большого энтузиазма у покупателей. Среди таковых оказалось два очень интересных инструмента. Один из них был большим полифоническим синтезатором, другой – игрушкой. И если первый (синтезатор) все-таки вызвал у музыкантов некий локальный резонанс, то второй был очень скоро, что называется, выброшен на помойку истории и продавался по невообразимо низкой цене. Однако немного безрассудства и непредусмотрительности часто приносят очень много пользы, и вера Какехаши в свою фирму, к счастью, оказалась непоколебимой. Что же касается двух упомянутых инструментов, то полифоническим синтезатором был Roland Jupiter 8, а игрушкой – маленький басовый синтезатор TB303 Programmable Bass Line.
До 1981 года Roland предпринимал только очень робкие и пробные попытки проложить себе тропинку на рынок полифонических синтезаторов, на котором тогда безоговорочно господствовали “американцы” Prophet 5 и Oberheim OB. Так что неудивительно, что выход в свет Jupiter 8 не произвел фуррора. Ну а в наше время этот синтезатор является одним из самых культовых, гордостью, да что там гордостью, настоящей иконой фирмы Roland.

Что же касается TB303, то он, в паре с драм-машинкой TR606, задумывался в качестве электронной замены бас-гитариста (соответственно, TR606 призван был заменить ударника). Скажем прямо, более неудачного маркетинга для этих инструментов придумать было, наверное, нельзя. Для замены живого гитариста TB303 был слишком, слишком примитивен: один осциллятор, простенький фильтр, небольшой встроенный секвенсор. Если бы этот аппаратик однажды, в конце 80-х, не пригодился бы для записи одного из самых первых “кислотных” хаус-треков, он, скорее всего, так и остался бы малозаметной сноской в летописи фирмы Roland. Но он пригодился. Почему? Не в последнюю очередь именно потому, что он был простой и до неприличия дешевый.

Roland TB303 Сейчас TB303 до сих пор еще остается основным, обязательным инструментом для любых форм и стилей танцевальной клубной электронщины.

Основными его достоинствами оказались способность объединять басовые партии (паттерны), созданные пользователем, в длинные треки, а также необычно сочный и выразительный резонансный фильтр. Будучи объединенным с ритм-машинами TR606, TR808, CR5000 или CR8000 CompuRhythm (которые стали выпускаться в том же, 1981 году), TB303 создает мгновенно узнаваемый, фирменный звук, ставший своего рода эталоном для танцевальной музыки. Эти аппараты были более или менее удачно скопированы (“склонированы”) очень многими фирмами. В качестве примеров можно привести басовые синтезаторы MAB303, FB303, TBS303, а также наиболее удачный из них – Future Retro Revolution. Производство же самого TB303 длилось менее двух лет, однако ходят слухи, что за это время Roland успел произвести около 20-ти тысяч единиц, так что, возможно, коллекционерам и просто верным приверженцам старых, оригинальных инструментов, у которых еще нет своего TB303, все-же не стоит оставлять надежды его рано или поздно заиметь.

Roland Juno 6 К 1982 году Roland, благодаря неуемно энергии
Икутаро Какехаши, вернула себе прежние позиции на музыкальном рынке. Однако в следующем, 1982 году, фирма представила не так много новых продуктов, как раньше. Видимо, это можно отчасти объяснить тем, что Какехаши был одним из главных дизайнеров фирмы, а ведь он практически целый год провел в разъездах и хлопотах. Среди новинок были несколько новых педалей Boss, новый усилитель, новая версия синтезатора Jupiter 8. Однако, к счастью, в этом году было все-таки выпущено в свет три синтезатора, впоследствии ставшими классическими. Это были SH101, Juno 6 и почти тут же последовавший Juno 60. Чтобы глубже понять основу, на которой взросли синтезаторы Juno, надо упомянуть о принципе частотной модуляции, которая была изобретена уже довольно давно, и к середине 20-го века использовалась в радиовещании.
В 1960 году Джон Чоунинг (John Chowning), сотрудник Стэнфордского Университета, открыл, что частотная модуляция способна не только передавать звук, но также и генерировать его сама. И, хотя эта область не была его основной деятельностью, в 1971 году Чоунинг все-же сумел синтезировать таким способом несколько весьма музыкальных тонов, включая звуки органа и духовых. Университет сделал деловое предложение нескольким американским производителям. Те не проявили интереса и отказались от нового изобретения (роковое решение!). Тогда Стэнфорд обратился к японцам, конкретно – к фирме Yamaha. Вскоре технология была залицензирована за ней. Однако прошло еще целое десятилетие, прежде чем Yamaha разработала свои первые инструменты, основанные на частотной модуляции. Это были огромные и невероятно дорогие GS 1 и GS 2. Однако в 1982 году Ямаха выпускает куда более доступную модель, которая к тому же позволяла редактировать звук. Это был эпохальный синтезатор Yamaha DX7, перевернувший весь мировой рынок клавишных инструментов.
Какехаши, конечно, тоже знал об исследованиях Джона Чоунинга. Однако здесь Ямаха просто-напросто опередила Роланд. Какехаши также прекрасно понимал, что будущее музыкальных инструментов неразрывно связано с цифровыми технологиями. Дни огромных и дорогих аналоговых синтезаторов были сочтены (тогда всем казалось, что это навсегда. К счастью, это оказалось не совсем верно). Фирме Roland нужно было, причем в срочном порядке, сделать что-то полифоническое, недорогое, и по праву носящее столь бесценное в те времена звание “digital”. Однако (и к счастью) синтезатор Juno 6 все-таки был аналоговым. Единственным цифровым элеметом в нем был контроль над осцилляторами. Сегодня такие осцилляторы (DCO – Digitally Controlled Oscillator) априори считаются хуже, чем абсолютно аналоговые VCO (Voltage Controlled Oscillator), однако это не всегда является истиной. Нельзя не учесть, что врожденная нестабильность аналоговых осцилляторов (на которые особенно сильно влияет окружающая температура) к началу 80-х годов определенно “достала” всех клавишников.
Так что ультра-стабильные DCO стали для музыкантов настоящим благословением. Кстати, Juno 6 стал первым в мире полифоническим аналоговым синтезатором, который можно было спокойно и уверенно вынести на сцену, включить и играть, не опасаясь никаких неприятностей в виде внезапного нарушения музыкального строя. Кроме того, синтезатор обладал очень качественной клавиатурой, удобными кнопками и слайдерами, арпеджиатором и фирменным “роландовским” эффектом “хорус”. Но у Juno 6 не было фунции запоминания пресетов. Поэтому менее чем через год, появился новый синтезатор – Juno 60. Он был практически идентичен Juno 6, но был оснащен памятью – 18 кнопок переключали 56 заводских пресета. Также была возможность сохранения и загрузки собственных пресетов. На Juno 6 играли Duran Duran, Enya, Sean Lennon, Erasure; на Juno 60 The Cure, Faithless, Astral Projection, Vince Clarke, Eurythmics и многие другие.
Roland SH101 Появившийся в том же году синтезатор SH101 по свои возможностям был как-бы одноголосной версией Juno, без хоруса, но со 100-шаговым цифровым секвенсором. От других синтезаторов фирмы SH101 отличался своим легким весом, ибо его корпус изготавливался из высокоплотного пластика. К тому же он мог питаться от батареек. В общем, этот синтезатор явно был задуман для эффектного использования на сцене. Он выпускался в трех цветовых варантах – красный, серый и синий. Звучит он очень здорово, и является практически обязательным инструментом для любого, кто исповедует электро-поп.
Roland JX3P В 1981 году Какехаши получил предложение от своего американского коллеги Дэйва Смита, основателя и главы компании Sequential Circuits, о совместной работе по созданию единого стандарта, который позволил бы подключать синтезаторы обоих фирм друг к другу. Те интерфейсы, которые уже были разработаны ими до этого, были либо слишком дорогостоящими (как 14-штырьковый DCB у Roland), либо не очень надежными (2-х штырьковый у Sequential Circuits), так что они не годились для универсального использования. Итак, в 1982 году, группа производителей музыкального оборудования (в которую, помимо Roland и Sequential Circuits, также вошли Yamaha, Korg и Kawai), создали совместный комитет по разработке единого коммуникационного стандарта, который должен был стать универсальным для всех типов музыкальных приборов – синтезаторов, ритм-машин, секвенсоров и т.д. В результате инженеры остановились на 5-ти штырьковом круглом штепселе (внешне похожим на аудио штепсели советского производства), в качестве аппаратного средства подключения различных приборов друг к другу. Проектом заинтересовались и другие музыкальные производители. Осенью 1982 года было официально объявлено о создании новой системы электронной коммуникации, поддержанной большинством компаний. Система получила название “Musical Instrument Digital Interface“, или, сокращенно – MIDI. Очень скоро этот интерфейс изменил природу всей мировой музыкальной индустрии.


продолжение